«Я – мама четырех чудесных девочек. Но их комната…. Кровати, шкафы, письменные столы, книжные стеллажи, полочки и ящички для бесконечных девичьих «мелочей». На стенах – детские рисунки, разнообразные наклейки, грамоты, награды, фотографии… Куклы, игрушки, фантики, вырезки… Книги, тетради, карандаши, альбомы… Все это было бесценным для моих дочерей и не подлежало утилизации. Комната их превратилась в царство сплошного хаоса. Все призывы к порядку и поддержанию чистоты не имели никакого результата. Всевозможные стимулы, обещания, идеи, если и помогали, то ситуативно и однократно. Дети убирали комнату «спустя рукава», лишь бы я оставила их в покое. Градус конфликта нарастал…»
Знакомая ситуация? В данном случае был найден неожиданный компромисс – стороны пошли на «мировую» и договорились, что девочки ежедневно убирают на кухне, в свою очередь мама приводит в порядок их комнату. Мир воцарился, конфликт был исчерпан.
Часто родители, говоря о проблеме наведения чистоты в детской комнате, почему-то считают аксиомой, непреложным фактом то, что дети самостоятельно должны убирать в собственной комнате. Подобный взгляд зачастую порождает множество конфликтов и ссор между детьми и родителями, приводит к недопониманию и обидам. Но правильно ли это? Возможно, и даже наверняка, есть дети, которые, выполняя требования родителей, приводят свои детские в состояние порядка, но гораздо чаще мы сталкиваемся с ситуацией, когда никакие увещевания, обещания, просьбы и уговоры, и даже угрозы не имеют должного воздействия на ребенка, и хаос в его комнате воцаряется надолго.
Возможно, следует изменить тактику своего поведения и попытаться использовать другие методы и приемы по вдохновению ребенка на уборку комнаты?
Вам кажется, что, убирая самостоятельно комнату ребенка (ведь так быстрее и спокойнее), вы отучите его от самостоятельности и в итоге он вообще перестанет утруждать себя содержанием своего жилища в чистоте? Действенный совет – проводите уборку вместе с детьми. Чистота в результате такого совместного труда будет цениться ребенком больше, чем если бы уборку провела мама самостоятельно, а его усилий не потребовалось бы вообще. Вместе с тем, это рационализирует и ваше время, высвободив несколько минут, а то и часов.
Каким же образом происходит совместная уборка с детьми? Очень легко – вы все делаете вместе. Вместе застилаете и поправляете кровати, вместе поднимаете с пола и расставляете по местам игрушки, вместе складываете разбросанную одежду. Вы складываете чистое белье – дети уносят в корзину для стирки грязное, вы смахиваете пыль, дети расставляют книжки и так далее. То есть вы умело руководите «процессом», раздавая указания и просьбы, не забывая благодарить и хвалить маленьких «уборщиков», особенно если они помогли в каком-то особо «сложном» для мамы деле, например, залезли под стол и достали оттуда все закатившиеся карандаши и фломастеры… В итоге получаем убранную комнату, сэкономленное время и гордых собой детей.
Каждая мама хочет, чтобы ее чадо выросло трудолюбивым, окружало себя чистотой и комфортом. Если же ребенок продолжает жить в хаосе, возможно, следует обратиться за помощью к специалисту – психологу, педагогу, врачу – чтобы проверить, не страдает ли он от какой-либо внутренней проблемы – психологической или физической, и помочь ему избавиться от нее.
Если же вы стремитесь получить убранное и аккуратное жилище вашего ребенка – соберите волю в кулак и следуйте к назначенной цели. Главное на этом пути – спокойствие и мир, выдержка и настойчивость. Определите ребенку, что именно вы вкладываете в понятие убранной комнаты, сроки уборки и время контроля.
Если пространство комнаты организовано гармонично, не захламлено излишними вещами и мебелью, дети вполне справятся с уборкой своего жилища.
Ниже приведем конкретные примеры того, как некоторые мамы решили вопрос с уборкой детской комнаты.
Если дети еще слишком малы и не могут читать, можно нарисовать им плакат с нарисованными схематическими этапами уборки комнаты, например:
– рисунок застеленных кроватей, белье сложено в ящик, диванные подушки разложены по порядку;
– одежда сложена аккуратными стопками в шкафу или на стуле;
– на письменном столе пусто, все принадлежности для творчества, обучения, хобби – расставлены по своим местам.
Конечно же, дети могут и не стремиться к идеальному выполнению данных требований или убирать комнату спустя рукава, попросту заталкивая неугодные вещи под кровать, под стол, забрасывая беспорядочно в шкаф. Тем не менее, выполнять такие поручения детям вполне под силу, и проверять качество их работы можно, например, дважды в день – утром после пробуждения и вечером, прежде чем отправиться в кровать. Можно помочь исправить все недочеты и недоработки детей, проделав это вместе с ними и не забыв похвалить.
Одной маме накануне большого праздника сильно хотелось, чтобы ее дети «проинспектировали» все содержимое детских шкафов и полочек на предмет избавления от всяческого ненужного хлама, которым была переполнена их мебель. Однако каким же образом можно было это сделать, если, как известно, то, что взрослому кажется ненужной поломанной вещицей, клочком бумажки, железкой, палочкой, для ребенка может представлять необыкновенную ценность! Чтобы избежать споров о нужности или ненужности каждой конкретной «реликвии», дети получили каждый по большому мусорному пакету, куда им было предложено высыпать содержимое их полок, почистить и протереть мебель, после чего сложить вещи обратно в образцовом порядке.
Чтобы избежать уборки и на полу после вываливания содержимого мешков, дети стали доставать свои «реликвии» по одной и складывать их прямиком на полочки. И так вещь за вещью, игрушка за игрушкой, бумажка за бумажкой… Пока им не надоело! Прошло буквально не более получаса, как юные «коллекционеры», обессилев, заявили, что сортировка окончена, ценные вещи возвращены на их законные места, остальные же, оставшиеся в мусорных пакетах, могут быть выброшены. Таким образом была решена проблема уборки комнаты перед праздником, результатом чего стали наполовину пустые чистые полки, гордые дети и довольная мама.
Подытоживая, отметим, что большое количество разнообразных вещей и предметов, непродуманные, маленькие шкафы, столы, полочки, ящички, неорганизованное пространство – вместе все это не дает детям возможность легко поддерживать порядок в своих вещах и комнатах, создавая ощущение хаоса. Тогда процесс наведения порядка в детской может стать источником конфликтов и взаимного недовольства родителей и детей. Разумно организуйте пространство в детской, сделайте его максимально практичным и удобным, отведите место для всех необходимых ему вещей – и в комнате вашего ребенка воцарятся уют и чистота!
По материалам Яэль Зальц, beerotwomen.ru