Впервые оказавшись в Израиле, человеку на первый взгляд может показаться, что все религиозные евреи сливаются в одно сплошное черное пятно. Но это только на первый взгляд. На самом деле религиозный мир очень разнообразен, а представители многочисленных еврейских общин отличаются не только по внешнему виду, но и даже по некоторым политическим убеждениям.
Зачастую незнание нюансов искажает действительность в информационном пространстве. Так, СМИ ошибочно назвало хасидами митингующих против службы йешиботников в армии, тогда как те принадлежат к «Иерусалимской фракции», о чем свидетельствует их внешний вид. При этом хасидов, облаченных в полосатые халаты, нередко путают с сектантами из «Нетурей карта».
Как выглядят представители основных религиозных течений, что у них общего и что их рознит?
Первое, на чем остановимся – это полосатые халаты, которые считаются традиционной иерусалимской одеждой. В них одеваются сторонники хасидского раввина Аарона Рота, умершего в 1947 году. На сегодняшний день последователи Рота разделены на семь хасидских дворов, главами которых являются внуки «ребе Ареле».
Раввин Рот за свою жизнь прослыл непримиримым борцом против светского сионизма (хотя непосредственное возвращение евреев в Святую землю он одобрял). Сторонники его взглядов не принимают участие в израильской политической жизни, причем есть такие, кто даже не признают Израиль как государство и отказываются от получения израильских документов. Но есть среди них и те, кто ничем не отличается от обычного гражданина Израиля с единственным нюансом – не идут служить в армию.
Представители этого направления иудаизма в обычные будние дни носят синие полосатые халаты, а в праздничные – золотые. Очень часто такой вид одежды встречается и у бреславских хасидов, которые, к слову, абсолютно все являются обладателями израильских паспортов, а большинство из них поступают на службу в ЦАХАЛ. Бреславские хасиды не равнодушны и к политической жизни страны, и даже создали свою партию, с которой намеревались пройти в кнессет.
С теоретической точки зрения, бреславских хасидов следует отличать по синей нити «тхелет», которая вплетена в кисти-цицит. Однако ее трудно усмотреть, так как халат скрывает кисти от посторонних глаз. Другое дело – длинные черные брюки, которые носят бреславские хасиды, в отличие от последователей Аарона Рота, признающих короткие штаны до колен с черными или белыми (праздничный вариант) подколенниками.
Вижницкие хасиды также носят подколенники, но вместо халатов у них черные сюртуки. В политической жизни страны они также принимают активное участие. Вижницкие входят в партию «Агудат Исраэль». Главой фракции этой партии в кнессете является министр здравоохранения, раввин Яаков Лицман, который относится к гурскому хасидскому двору. Гурские хасиды отличаются брюками, которые они заправляют в высокие носки исключительно черного цвета. Проще всего определять, кто гурский хасид, а кто вижницкий, по праздникам, потому что тогда вижницкие одевают гольфы белого цвета, а гурские продолжают носить черные носки.
Отличить представителей этих двух течений можно и по головным уборам. Гурские хасиды предпочитают шляпы из фетра в обычные дни и высокие меховые шапки (30-40 см в длину) – в праздничные. Вижницкие хасиды, в свою очередь, в будние дни носят шляпы из мохнатого черного фетра, а в субботу и праздники на них надеты плоские круглые шапки с лисьими хвостами черного или коричневого цвета. Такие головные уборы называются «штреймел».
Несмотря на то, что израильский климат довольно жаркий, здесь можно встретить хасидов, обутых в сапоги. Увидев такого человека, можно сразу предположить, что это последователь сквирского ребе, проживавшего в украинском местечке Сквира вблизи Чернобыля. Большая часть таких хасидов проживают в США, но они довольно часто бывают в Израиле.
Сложнее всего идентифицировать представителей секты «Нетурей карта», образованной в 1935 году. Дело в том, что внешне они выглядят точно так же, как ультраортодоксы, а их «членство» в секте отличается наличием комплекса обрядов наподобие русских староверов. Секта «Нетурей карта» уверена, что еврейское национальное государство следовало создавать после прихода Мессии, а сегодня здесь господствуют «безбожные сионисты».
Представители одного из направления иудаизма носят простые черные пиджаки – это «литваки». У них есть своя политическая партия, но избираясь в кнессет они, как правило, вступают в союз с хасидами. На голове представители «литовского» направления иудаизма носят шляпы «борсалино» без примятого верха.
Не отличить от литваков сторонников любавического хасидизма, хабадников. Единственная внешняя разница между ними заключается в том, что многие хабадники в субботу и праздничные дни носят черный сюртук, чего практически никогда не делают литваки. Любавичские хасиды, как правило, отдают своих детей на службу в армию, и проявляют активность в политической сфере Израиля, отдавая предпочтение правым партиям.
Внешне хабадников можно спутать с членами партии ШАС, представляющей собой объединение религиозных восточных евреев. Мода на черные пиджаки и сюртуки появилась относительно недавно – ей всего лет 30.
При более детальном изучении оказывается, что любавические хасиды носят под рубашкой талит-катан из шерстяной ткани, тогда как сефарды позволяют себе носить хлопковый талит-катан, в котором не так жарко в израильскую жару.
Если очень повезет, то в праздничные дни есть шанс встретить религиозного еврея в серых штанах до колена с белыми подколенниками. На самом деле эти штаны белые, но в мелкую клеточку серого цвета.
Носить такие штаны имеет право лишь прямой потомок одного из известных венгерских и румынских раввинов. Своим внешним видом этот человек демонстрирует, что готов при желании стать во главе хасидского двора, на что имеет право по своему рождению.
На лидерах восточно-европейских дворов тоже можно увидеть такие штаны, но эти люди, как правило, ходят не в одиночку, а с многочисленным сопровождением.
Сегодня в Израиле практически не встретишь глав хасидских дворов в каких-либо вычурных нарядах, потому что все они стараются придерживаться демократического стиля в одежде – основной тенденции нашего века.