Мясо, пригодное для еврея в пищу, получают из животного или птицы, которых предварительно зарезают определенным способом. Это процесс называется шхита.
В Торе есть такие слова: «… и будешь ты резать крупный и мелкий рогатый скот… только как едят оленя и дикого барана, так ешь его …» (Дварим, 12:21, 22). Отсюда выводят то, что еврей может есть мясо кашерных домашних и диких животных лишь после осуществления шхиты. Это касается и кашерных птиц, которые в главе Шмини приравнены к животным. Относительно рыб это правило не действует, так как в Торе сказано «будешь их собирать».
Тора не содержит точные правила зарезания скота. Все эти нюансы есть в Устной Торе, которую получил Моше на горе Синай, и которые потом передавались из поколения в поколение. Впоследствии эти правила записал раби Иеуда а-Наси в Мишне. Это произошло во II веке, когда над устной традицией возникла угроза ее потери. Шойхет (резник) должен досконально владеть законами, касающимися проведения шхиты животных и птицы.
Книга «Симла хадаша» авторства рава Александра Сендера Шора (1732) стала одной из основных источников, где четко приведены все законы шхиты. Именно на знание этой книги проверяют всех «кандидатов» в шойхеты.
Согласно еврейским законам, шхита предполагает перерезание у животного трахеи и пищевода со стороны шеи, при том, что позвоночник животного не должен быть поврежден. Для правильной шхиты птицы достаточно перерезать либо трахею, либо пищевод. Шойхету необходимо полностью перерезать трахею и пищевод. Шхита считается некашерной, если была перерезана большая часть спинного мозга.
Нож, используемый при шхите, должен быть ровным и острым без каких-либо зазубрин, чтобы органы были плавно разрезаны, а не порваны. Перед шхитой шойхет обязан проверить остроту своего ножа. Законом устанавливается также размер ножа, длина которого должна в два раза превышать диаметр шеи убиваемого животного.
Талмуд приводит 5 главных законов шхиты.
1. Шеийя. Процесс шхиты должен быть непрерывным. Если вдруг шхита была прервана, мясо животного считается некашерным.
2. Драса. Шхиту нельзя производить путем нажима или удара – только плавными движениями ножа вперед-назад. Для этого требуется использовать нож определённой длины. Запрещено также резать животное, когда оно стоит, чтобы животное внезапно не наклонило голову и не пришлось бы давить на нож.
3. Халада. Шхиту нельзя проводить ножом, накрытым чем-то сверху. Так, запрещается резать раненное животное, которое перевязано повязкой.
4. Аграма. Шойхет не может выходить ножом за условленные границы.
5. Икур. Согласно Раши, икур представляет собой шхиту, произведенную ножом с зазубринами. Бааль алахот гдолот же считает, что под икуром понимается шхита, при которой верхняя часть трахеи или пищевода оторвались от места их прикрепления.
Существует также и дополнительный закон. Он предписывает шойхету после проведения шхиты сделать две проверки. Первая – определить, большая ли часть трахеи и пищевода была разрезана. Вторая – не были ли оторваны эти органы.
Все перечисленные 5 законов обязательны к соблюдению во время шхиты. Даже если будет нарушен только один из них, шхита будет считаться некашерной. К проведению шхиты должен допускаться лишь хорошо разбирающийся в законах Торы и соблюдающий их. У шойхета должен быть специальный диплом, который свидетельствует о сдаче им экзаменов по знанию законов шхиты и умению резать. Традиция предполагает, что это исключительно мужская работа.
По материалам https://toldot.ru