В субботу, которая предшествует наступлению месяца Адар (а в еврейский високосный год – перед вторым Адаром) или выпадает на его Рош-Ходеш, читают особый отрывок. Это одна из особенных суббот «арба паршийот» (четырех глав), которые имеют свое название и считаются одними из самых важных в году. Самая первая из таких особенных суббот – будет как раз сейчас перед Пуримом и последняя – перед Песахом. Отрывки, которые читают в шабаты этого периода в качестве «мафтира» (заключительного отрывка, который читает восьмой человек), и дают названия этим субботам («Шаббат Шкалим», «Шаббат Захор», «Шаббат Пара» и «Шаббат а-Ходеш»).
«Шабат Шкалим», т.е. суббота, когда читают отрывок из свитка Торы (Шмот 30:11-16) о заповеди «махацит а-шекель» – половине шекеля, в память о практике своеобразного храмового налога времен существования Скинии Завета, а впоследствии Иерусалимского Храма, когда каждый еврей сдавал полшекеля на нужды Храма – из этих денег закупались от имени всех евреев животные для общественных жертвоприношений в течении года, дрова и прочее. «...Вот что дадут они... половину шекеля... богатый не больше, бедный не меньше половины шекеля во искупление душ ваших» (Шмот 30:13-15).
С 1 Нисана (фактически Нового года, согласно Торе) начинался календарный год жертвоприношений. Остаток денег прошлого года нельзя было использовать для следующего, – обязательно надо было до начала месяца Нисан собрать новые половины шекеля. Поэтому уже с Адара начинался сбор денег и объявлялось народу о том, что пришло время сдавать налог. Собранные суммы затем передавались особым посланцам Сангедрина, либо же люди лично доставляли свои полшекеля в Храм к празднику Песах.
Таким образом, у каждого еврея посредством сданной им суммы была своя часть в функционировании Храма, у каждого был удел в храмовом служении, в силу которого присутствовала Шхина в Храме и среди всего еврейского народа.
Еще одна цель, которую преследовал этот сбор – подсчет боеспособных военнообязанных мужчин. Согласно еврейскому закону молодой человек считался полноправным членом общины, имеющим право участвовать в войне, с 20 лет. Поэтому такой налог платили мужчины старше 20 лет. Считая собранные деньги, узнавали, сколько есть военнообязанных мужчин старше 20 лет.
Как поясняют наши мудрецы, приказ Всевышнего, чтобы каждый еврей дал половину шекеля нужен был для того, чтобы искупить грех «эгель а-загав» – золотого тельца, грех идолопоклонства. Этот грех в свое время разорвал связь между еврейским народом и Творцом, а исправить его можно только тем, еврейский народ вновь соединится с Всевышним. Ведь евреи и Творец – по сути одно и то же, как сказано в наших святых книгах. И еврейский народ без Творца неполноценен. Каждый сам по себе является лишь половинкой одного целого. Поэтому приказание было именно о половине шекеля – в этом следует рассматривать указание на то, что они не полноценны один без другого. Полшекеля – еврей, вторая половина шекеля – Всевышний, и только лишь вместе в таком тандеме они составляют единое целое.
Мудрецы приурочили чтение отрывка о «махацит а-шекель» именно к началу месяца Адар, как и во времена Храма именно тогда начинали собирать этот храмовый налог. Об этой обязанности говорят Мишна «Шкалим» (Йерушалми) и Гемара (трактат Мегила 29-а). «Гафтара» этой субботы (Млахим II /4-я книга Царств / 11:17-12:17) по содержанию также связана с этой заповедью – текст повествует о том, как в дни царя Йегоаша евреи вносили пожертвование на ремонтные работы в Храме.
После разрушения Второго Храма деньги продолжали собирать, однако жертвовали их иешиве в городе Явне, где нашли прибежище многие еврейские мудрецы. Этот обычай соблюдался и с уходом народа в изгнание, но теперь деньги шли и идут на нужды синагоги и благотворительные цели.
«Шабат шкалим» выпадает перед месяцем Адар и перед праздником Пурим – это не случайно, есть связь между заповедью полшекеля и драматическими событиями праздника Пурим. Как говорит мидраш, в заслугу заповеди «махацит а-шекель» евреи были спасены в дни Ахашвероша и злодея Амана. Деньги собранные на нужды Иерасалимского Храма, предназначенные для выполнения воли Творца, данной евреям еще за тысячу лет до этого, перевесили 10 тысяч кикаров серебра, которые министр Аман предложил персидскому царю Ахашверошу (тоже в месяце Адар) за право истребить всех евреев империи. В Талмуде, в трактате «Мегила» говорится, что духовной причиной преследований Амана было идолопоклонство евреев, а духовной причиной отмены страшного приговора времен Пурима послужила заповедь «махацит а-шекель», которая искупала этот грех!
В наше время, когда пока нет Храма, наиболее распространенный обычай давать половину денежной единицы валюты страны (т.е., например, 50 копеек в Украине, 50 центов в США, 50 злотых в Польше). Точнее даже три половинки денежной единицы, поскольку в отрывке, где говорится об этом, слово «трума» (пожертвование) употреблено три раза. Есть и другие методы расчета, согласно разным мнениям, что такое половина шекеля сегодня.
Сам обычай давать пожертвование в память о половине шекеля мы выполняем в пост Эстер (это лучшее время), либо в Пурим перед чтением «Мегилат Эстер» (Есть также мнение, что можно это сделать на протяжении всего месяца Адар). При этом нельзя называть эти деньги «заповедь половины шекеля», иначе они окажутся посвященными Храму, и их невозможно будет использовать вообще никаким образом. Поэтому нужно сказать, что это ПАМЯТЬ о заповеди половины шекеля.
Деньги собранные в память о «махацит а-шекель» идут, обычно, на нужды синагоги, на благотворительность, на поддержку образовательных программ изучения Торы.
Сейчас, когда у еврейского народа нет Храма и сам он находится в изгнании – физическом и духовном, Шхина, тем не менее присутствует в нашем народе. И согласно Талмуду (Гемара в трактате Брахот), место ее присутствия – это место изучения Торы. Подобно тому, как раньше поддерживался материально Храм – место обитания Шхины, так и теперь поддерживая материально изучающих Тору, у каждого еврея может быть удел в присутствии Шхины в нашем народе.