Среди наших читателей наверняка есть такие, кто только начинает интересоваться еврейской традицией и с интересом наблюдает некоторые, не совсем пока понятные вещи. Например, в пятницу вечером в шабат говорят кидуш стоя, но в субботу днем – сидя. Почему? Давайте попробуем разобраться.

Прежде всего, кидуш – это обряд освящение субботы и праздников, который совершается в исполнение заповеди «Зхор эт йом а-шабат ле-кодшо» («Помни субботний день, чтобы освятить его»; Шмот 20:8). Над бокалом вина произносится особое благословение – благодарственная молитва за освященные и дарованные Богом еврейскому народу дни субботы и праздников, провозглашающая святость этих дней. Над вином – потому что это важное событие, какое принято провозглашать над «важным» напитком.
Субботний кидуш в пятницу вечером нужно произносить и слушать стоя, т.к. он является свидетельством, декларацией Сотворения мира за шесть дней и в седьмой день Всевышний «шават ве-йинафаш» – прекратил работу и пребывал в покое. А так как обычно свидетель произносит свое свидетельство стоя (как, например, в суде), то и при вечернем кидуше мы стоим. Это самый распространенный обычай; его корни в постановлении Аризаля, вынесенное на основании каббалы, и таков обычай сефардских и ашкеназских хасидских общин.
Существует в других ашкеназских общинах и иной обычай: там принято читать кидуш сидя, показывая тем самым, что его делают в том самом месте, где будет проходить трапеза (это также требование Галахи, что следует произносить кидуш там, где будут есть – «кидуш бе-маком сеуда»), а во время трапезы всегда сидят. В некоторых общинах, опять же, ашкеназских, стоят при произнесении первой части кидуша (отрывок «Ва-йехулу» – «И завершены были…»), а потом продолжают оставшуюся часть сидя.
К тому же, вечерний кидуш – это заповедь из Торы, поэтому предпочтительней сделать его над вином. Допускается, в случае отсутствия вина, прочитать его и над хлебом.
По поводу кидуша в субботу днем, согласно мнению всех авторитетов, есть консенсус, что его делают сидя – и это обычай подавляющего большинства еврейских общин. Хотя и есть такие, кто читает кидуш днем стоя, это не запрещено. Дневной кидуш – заповедь мудрецов, напоминание о святом субботнем дне, поэтому если нет вина, можно сказать кидуш и на любой другой «важный» напиток в стране, например, водка, пиво, или все на тот же хлеб. Кидуш совершаемый в шабат днем установлен мудрецами, и поэтому, словно в утешение, он называется «Кидуша раба» («Большой Кидуш»).
Принято, что глава семьи – мужчина – делает кидуш для всех членов семьи и для гостей (женщины могут делать кидуш точно так же, как мужчины, и совершают его сами, если мужчин нет рядом). Когда один представитель делает кидуш на всех – это даже предпочтительней, так как действует принцип «бе-ров ам – адрат а-мелех» («Во множестве народа – великолепие царя», Мишлей, 14:28). Хотя, не запрещено, если находясь в гостях, каждый желающий сделает кидуш для себя лично или для своей семьи отдельно.