Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Одежда евреев в библейский период
Образ жизни

Одежда евреев в библейский период

Елена Носенко
16 августа 2018, 13:45
Время прочтения Время прочтения: 5 мин.

Трудно сказать что-либо вполне определенное об одежде древних евреев. Можно только предположить, что как на всем древнем Ближнем Востоке, наиболее древние ее формы - нешитая одежда типа набедренных повязок или передников, подобных тем, что изображены на древнеегипетских фресках. Таковы опоясания, которые, согласно книге Бытие, сделали себе Адам и Ева после грехопадения; впоследствии Б-г сделал им кожаные одежды. Возможно, в этом отрывке нашли неясное отражение ранние формы и материал изготовления одежды. По-видимому, в глубокой древности употреблялся эзор (ср. арабское izar) - кусок тканей, обертываемый вокруг бедер, набедренная повязка.

В Торе для обозначения одежды имеется несколько терминов - бегед, ксут, левуш, шалбуш. Не всегда можно вполне определенно сказать, что имеется в виду в каждом конкретном случае. Наряду с нешитой одеждой получает распространение также шитая одежда, развившаяся из нешитой, - типа туники различной длины - короткая нательная рубаха (куттонет, кеттонет). Кеттонет обычно был ниже колен, но иногда мог быть и до щиколоток. Поверх нее надевалась длинная туника - ее носили мужчины и женщины - симла, самла (Исх. 12:34;1 Царей 11:30). Как куттонет, так и симла, очевидно, первоначально представляли собой кусок ткани, обернутый вокруг тела и скрепленный на плечах (типа греческого хитона), потом одежду стали сшивать по бокам и на плечах, к ней стали привязывать или пришивать рукава (как в римской тунике).

Одежда женщин была более длинной и широкой. Сначала одежды были, по-видимому, однотонные, но позднее распространились и узорчатые одежды. Упоминаются разнообразные верхние одеяния, а также полотняные нижние штаны, надевавшиеся священниками (Исх. 28:42; 44:18), пояса (Лев. 8:7). К сожалению, за исключением этих упоминаний, трудно сказать что-либо определенное о покрое, цвете, отделке одежды в библейскую эпоху. По-видимому, одежда древних евреев в целом была сходна с одеждой окружавших их народов и входила в ближневосточный комплекс, хотя отдельные варианты одежды внутри этого комплекса довольно сильно различались. Нередко полагают, что одежда древних евреев напоминала костюм арабов-феллахов - земледельческого населения Ближнего Востока. Постепенно крой одежды усложнялся - появились туникообразные одежды с длинными рукавами - ме’ил, изготовлявшиеся из более тонких тканей, а на смену куттонет пришел полотняный садун, по-видимому, тоже туникообразного покроя. У священнослужителей на смену простым одеждам, о которых уже говорилось, пришли пышные облачения.

Хотя типологически мужская и женская одежда была весьма сходна - нижняя и верхняя туники, но между ними, по-видимому, имелись значительные различия - они могли касаться длины, ширины, особенностей кроя - во всяком случае, в Торе строго запрещается ношения одежды другого пола (Втор. 22 5: «Да не будет одежды мужской на женщине и да не наденет мужчина женское платье»).

Основным материалом, из которого производилась одежда, был лен, а также шерсть; ношение одежды из ткани, в которой шерстяные и льняные нити смешаны - шаатнез - запрещено (Втор. 22:16: “не надевай одежды из смешанной ткани - из шерсти и льна вместе”). Это один из древнейших запретов в иудаизме.

Развитие международных отношений привело к распространению ввозных тканей - финикийцы ввозили пестро окрашенные ткани, в том числе пурпурные; распространились вышитые ткани из Вавилона, тонкие льняные ткани из Египта.

Обувь - наалаим – была сшита из кожи и завязывалась вокруг ноги ремешками или шнурками, типа сандалий из кожи или дерева с кожаными ремешками (Быт. 14: 23 и др.). В знак траура обувь снимали, снимали ее также в Иерусалимском Храме.

О головных уборах известно мало, хотя в Торе упоминаются покрывала женщин, возможно, ими покрывали и голову. Известны также головные уборы первосвященников - видимо, что-то типа тюрбанов, а также медные и кожаные шлемы воинов (кова). На некоторых ассирийских барельефах еврейские пленные носят на головах шапочки, отдаленно напоминающие кипу. Кроме покрывал, известен простой шнур, поддерживающий волосы, а также головной убор жениха - пеэр (Ис. 3:20). В Торе и Талмуде нет прямых предписаний покрывать голову, из ряда библейских текстов можно понять, что нередко ходили и с непокрытой головой. Позднее покрытие головы стало обычаем - для мужчин и для замужних женщин.

Одежда, как и всюду, имела знаковые функции, отражая статус человека - так, различались одежды пленников и узников (2 Царей 25:29), царские одежды (Эстер 6:8), одежда пророков - власяница (Зх. 13:14), вдовьи одежды (Быт. 38:14).

Постепенно евреи перенимали у окружающих их народов отдельные элементы одежды. Например, длинные, волочащиеся по земле одежды ханаанеев ярких цветов (Быт. 12:11, 2 Царей 4:29). Такие одежды можно видеть на египетских фресках, изображающих сирийских послов. На стеле ассирийского царя Санхерива пленные евреи изображены в длинных туниках с короткими рукавами.

Музей Израиля. Копия рельефа из дворца Санхерива в Ниневии с изображением взятия Лахиша

 

Пророки, бичующие современные им нравы, в частности, пристрастие к роскоши, особенно обрушиваются на женские наряды - из этого следует, что платья бывали богато вышиты, в том числе золотом. Женщины носили длинные покрывала, разнообразные украшения. Особенно подробное перечисление дает пророк Исайя, но покрой одежд и форма украшений нам не известны.

 

 

Источник

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Чудо-женщины еврейского народа
Кошерный костюм для йоги
Евреи и Валентин
Генералы Израильской Армии
Сложности кашрута в коллективе