Человек, который не первый раз в синагоге и уже знает некоторые вещи об иудаизме, вероятно, слышал, что существуют разные варианты молитвы у разных общин. И что молитвенники в разных синагогах могут отличаться в молитвах по их порядку, наличию или отсутствию некоторых фраз или отрывков текста и т.п. Действительно, существуют разные т.н. нусахи молитвы. Само слово «нусах» в переводе с иврита обозначает «стиль», «вариант», извод. Это состав и порядок литургии, а также вариант молитвы и ее напев, принятые в определенной общине (ашкеназов, сефардов, восточных евреев различных стран); также иной извод текста.

Сказано в Галахе, что каждый человек молится так, как это было принято у него в семье, или как его научили там, где он учился. Принято также молиться в синагоге по установленному в данной общине нусаху.
Исторически сложилось несколько различных «нусахов» – общий порядок и основные моменты молитвы везде одинаковы, различия касаются лишь деталей: в порядке расположения некоторых молитв, в тексте некоторых, дополнительных поэтических гимнах и т.п.
Откуда же появились отличия в тексте и порядке молитв у различных общин, если мы знаем, что еще почти 2500 лет назад «аншей Кнесет а-гдола» (мужи Великого собрания – примерно 360 г. до н.э.; состоял из 120 мудрецов, часть которых обладала пророческим даром) установили порядок и текст молитвы?
Историки говорят об антогонизме и противостоянии двух важнейших еврейских центров в древности: Вавилонии и Эрец-Исраэль. В раннем средневековье, к XI веку сложилась такая ситуация, что большая часть еврейского мира (Средняя Азия, мусульманский Восток, Испания) оказалась под властью Арабского халифата, а Европа и Эрец-Исраэль находились под властью христиан. Так как у враждующих сторон отсутствовали регулярные связи между собой, это также сказалось и на еврейских общинах – в отдаленных местах возникли разночтения, которые привели к спорам по поводу порядка и формулировок текста некоторых молитв. Известно, что из-за подобного рода противоречий руководители барселонской общины в Испании обратились к Амраму-гаону – главе талмудической академии в Суре (858–876 гг.) с просьбой составить для них молитвенник – сидур (до сих пор молитвы произносились наизусть), что он и сделал. По дошедшему до нас тексту видно, что истоки испанского канона («нусах Сфарад») –именно из вавилонских иешив. Со временем этот сидур распространился среди пиренейских общин, и также стал общепризнанным во всех странах еврейской диаспоры, жившей под арабским владычеством: в Египте, Северной Африке и тем более в самой Вавилонии.
А вот Италия, Франция, Германия, их еврейские общины, в силу изоляции от остального еврейского мира, переняли другой, более древний порядок молитв, принятый еще в Эрец-Исраэль, и нововведения гаонов до них не доходили. Впрочем, есть основания предположить, что составленный в более позднее время сидур другого гаона, рабби Саадии (882-942 гг.), в какой-то степени имел влияние на «нусах Ашкеназ» – канон молитвы евреев Западной Европы.
В современном еврейском мире основные нусахи следующие:
1. «Ашкеназ» – нусах евреев – выходцев из Германии, Литвы, Белоруссии и из нехасидских общин Польши, Украины и России. Сегодня это принятый канон ашкеназских не-хасидских общин США и других англоязычных стран, а также большинства ашкеназских иешив в Израиле.
Со времен средневековья термином Ашкеназ евреи называли Германию. С миграцией немецких евреев с запада в страны восточной Европы, они принесли с собой и ашкеназский канон молитв и обрядностей иудаизма. Существует немало различий между западной и восточной версиями ашкеназского нусаха. Западная версия распространена в Германии и в странах Западной Европы и основана на обычаях раввина Яакова бен Моше Моэлина (1365–1427), а восточная – в Центральной и Восточной Европе и основывается на обычаях раввина Ицхака-Айзика из Тырнау (?–1425). Следует заметить, что большая часть евреев Восточной Европы с возникновением и распространением хасидизма перешли на нусах «Сфарад», кроме евреев Литвы (и некоторых других), где находился центр «митнагдим» – идейных противников хасидизма, сохранивших восточный ашкеназский канон.
2. «Сфаради», он же «нусах эдот мизрах», т. е. «вариант молитвы восточных общин» – распространен в Израиле среди сефардских евреев. Этот нусах имеет разные модификации: нусах бухарских евреев, нусах йеменских евреев, нусах марокканских евреев и т. д. Следует заметить, что хотя слово «Сфарад» обозначает страну Испанию, в современном мире термином «сефарды» называют всех евреев восточного происхождения, которые неашкеназы.
3. «Сфарад» – нусах ашкеназских (!) евреев. Название связано с тем, что он был составлен на основе идей Аризаля (рабби Ицхак Лурия, каббалист XVI ст.), а Аризаль молился по сефардскому нусаху. «Сфарад» является сегодня распространенным нусахом евреев-ашкеназов по всему миру (наиболее часто в ашкеназских хасидских общинах). Этот нусах в среде сефардских евреев называют «нусах хасидим».
4. «Ари» – вариант нусаха «Сфарад», который разработал основатель религиозно-философской системы Хабад рабби Шнеур-Залман из Ляд (1745–1812), на основе идей каббалиста Аризаля. По нему молятся только хасиды Хабада.
Есть и другие нусахи, не так широко распространенные – а некоторые вообще находятся почти что на грани исчезновения. Это, например, нусах йеменских евреев, итальянских, романиотов, персидских евреев, нусах Арам-Цовы – сирийских евреев и некоторые другие.
Попутно заметим, что нусах не имеет отношения к произношению молитв, как это принято в различных общинах – например ашкеназское отличается от йеменского, а все вместе – от сефардского, принятого в современном Израиле.
По поводу вопроса, можно ли менять нусах молитв, есть различные мнения, поэтому посоветуйтесь со своим раввином, компетентным в этом вопросе, как правильно поступить.