Раби Сафра был одним из ведущих мудрецов Вавилона около 1700 лет назад. Помимо того, он еще был и торговцем бриллиантами, которому однажды удалось приобрести особо крупный и ценный камень.
Услышав о приобретении Раби Сафры, другой торговец камнями подошел к нему после молитвы и предложил купить камень по цене, которую он считал справедливой. Торговец не понял, что Сафра еще не закончил читать свои безмолвные молитвы, которые он отказался прерывать, даже рискуя потерять сделку.
Не получив ответа, купец решил, что оскорбил раввина, предложив недостаточно хорошую цену, поэтому увеличил ее. Когда раввин снова не ответил, купец повысил предложение еще больше.
Раби Сафра, наконец, закончил свои молитвы. "Я продам тебе камень," - ответил он. "Но продам я его за первую предложенную цену."
"Я не понимаю," - озадачено произнес торговец.
"Когда ты сделал свое первое предложение, я подумал, что это была честная цена. Я не ответил потому что не мог прервать молитву. Как только я решил, что приму твое предложение, было бы неправильно с моей стороны принимать другую цену."
Должен ли был раввин делиться этой информацией, или стоило ли ему скрыть ее и продать камень по самой выгодной цене?
Великолепная семерка
В список моих любимых фильмов входит первая Великолепная семерка с Юл Бриннером и Стивом Маквином. В одной из ключевых сцен некоторые жители деревни меняют свое решение и просят стрелков, которых они наняли для защиты своей деревни, уйти. Некоторые из стрелков предполагают, что они должны именно так и поступить.
Крис: Ты забываешь одну вещь. Мы заключили контракт.
Вин: Не тот контракт, который будет действителен в суде.
Крис: Но тот контракт, которого мы должны придерживаться.
Что меня всегда завораживало в этом диалоге, так это то, как наемники обсуждают этику защиты города, полного людей, которые больше не хотят, чтобы их защищали, соблюдения контракта, который они приняли за плату намного ниже их обычной платы, которую другая сторона хочет аннулировать.
Подтекст этой истории таков: чтобы жить с безжалостностью выбранной профессии, стрелки компенсируют ее, устанавливая более высокие стандарты для себя в других аспектах своей жизни. Они понимают, что, если они собираются действовать вне закона, они должны создать свой собственный кодекс, чтобы предотвратить падение в моральную анархию и утрату собственной человечности.
Да, это всего лишь кино. Но сантимент, выраженный персонажами, непосредственно относится к реальной жизни. Если мы отказываемся от морального авторитета в пользу системы законов, то мы соединяем два совершенно разных принципа: с одной стороны, утилитарное назначение нашей правовой системы как основы для сохранения общественного порядка; с другой стороны, сущность морали - поднять человечество к осознанию его врожденного благородного характера.
Как правило, полезно определить этику как осознание того, как наши действия влияют на окружающий мир. Случай с Раби Сафрой, однако, учит нас необходимости постоянно осознавать то влияние, которое наши действия оказывают на нас самих.
Всякий раз, когда мы действуем с малейшей долей обмана или недостатка честности, мы наносим ущерб чувствительности нашего собственного морального компаса, уменьшая нашу собственную приверженность честности и истине. Если вы уже приняли решение заключить сделку по справедливой цене, вы не будете верны себе, просто воспользовавшись обстоятельствами, чтобы получить что-то дополнительное от сделки, даже если вы действуете в пределах своих законных прав.
Соблюдение нашего слова, даже если оно не произносится, является основополагающим для благополучия гражданского общества. Это соответствует классическому определению честности: делать правильные вещи, даже когда никто не смотрит.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк