В Талмуде сказано: «Каждый, у кого есть в доме больной, должен пойти к мудрецу, чтобы тот просил о милосердии для него». Это изречение служит источником обычая, очень распространенного в разных еврейских общинах по всему миру – просить еврейского мудреца помолиться за больных, чтобы Всевышний послал им исцеление.
Известный раввин Хатам-Софер (1762-1839) в своих книгах объясняет, почему не полагаются на свою собственную молитву, а просят другого человека. Он поясняет это на примере единого организма, коим является еврейский народ. Функцию мозга в нем выполняют мудрецы Торы, которые посвятили всю свою жизнь изучению Божественной мудрости. Так уж устроен человеческий организм, что сигналы о какой-либо неполадке в любой части теле поступают сначала в мозг, который мобилизирует силы, призванные помочь «проблемному» органу вылечиться. Это касается и органов речи, которые подключаются ради обращения за помощью к врачу.
Точно так же мы рассказываем мудрецу Торы о нашей беде, чтобы он, подобно головному мозгу, принял сигнал бедствия и мобилизовал силы, необходимые для выздоровления. А так как, будем смотреть объективно, наши грехи не дают молитве достигнуть Небес, а потому молитва праведника доходит до Всевышнего без препятствий, быстрее и легче, чем молитва обыкновенного человека.
С течением времени вошел в обиход обычай благословлять и молиться за выздоровление больных публично в синагоге, произнося молитву «Мишеберах» (досл.: «Тот, кто благословил...» [праотцов наших, тот благословит... излечит и т.п.]), во время чтения Торы – в понедельник и четверг, рош-ходеш, праздники и в шабат. Смысл этого обычая – пробудить милосердие свыше, так как община в этот момент занята изучением Торы, а это делает ее молитву равноценной молитве мудреца. Кроме того, есть уверенность, что Всевышний никогда не отвергает молитвы евреев в «миньяне» – минимум 10 мужчин евреев, старше 13 лет (также, как и молитву мудреца). Считается, что если один еврей вовсе не заслуживает снисхождения к нему в силу его прегрешений, то если он молится с остальными в миньяне – молитва общественная желанна Всевышнему в любое время.
Обычно молитву «Мишеберах» за больных заранее просят прочитать старосту синагоги («габая»), написав на бумажке имя больного и имя матери, которые будут упомянуты в молитве. Если община маленькая и все друг друга знают, пришедшие сообщают раввину имена прямо во время чтения «Мишеберах» в соответствущем месте, где перечисляются имена больных. В молитве звучит обязательство дать «цдаку» – определенную сумму на пожертвование – об этом не надо забывать и деньги обязательно дать – сразу же, если это будний день, а если это шабат или праздники – то после их исхода.
Как было упомянуто выше, эта молитва читается над свитком Торы в принятые для этого дни, в следующих случаях. «Мишеберах» читают за больного или нуждающегося в поддержке. Также тому, у кого родился ребенок: когда отца вызывают к Торе, читают «Мишеберах» за здоровье роженицы и ребенка. Отдельная версия этой молитвы читается и для каждого, кто получил алию – вызов к чтению положенного отрывка из свитка Торы. Вызванный к Торе может заказать прочитать «Мишеберах» с пожеланиями благословения удачи за кого он хочет: за членов своей семьи, за прихожан синагоги, за еврейскую общину соседнего города, за руководителей государства, за солдат израильской армии и т.д.
Текст молитвы «Мишеберах» можно найти в сидуре (молитвеннике) – обычно ее текст – разные ее варианты для разных случаев, – помещают в разделе «Чтение Торы в субботу и праздники».
Обратите внимание: в молитве за больных упоминается его имя и имя матери больного. Имя матери, а не отца, так как именно имя матери максимально связывает человека с этим «телесным» материальным миром.
Кроме того, есть мнение, что так как женщины не участвовали в истории с «золотым тельцом», поклоняясь ему и принимая за Бога, то и грехов у женщин, по крайней мере, на один меньше – а значит и заслуг, хоть на одну, больше. Следовательно, в силу больших заслуг еврейских женщин перед Всевышним, как раз и упоминается имя матери – молитва может быть более действенна.
Есть еще одно объяснение, каббалистическое: сфира «Бина» (на иврите: «понимание»), которая связана с оцениванием своих поступков, относится к женскому началу. От нее зависит духовное здоровье человека, которое дает жизненность и внутренние силы здоровью тела, физическому благосостоянию. Поэтому в молитве-просьбе об исцелении упоминают имя матери больного. Во всех же остальных случаях упоминают имя отца, так как, согласно иудаизму родовая (но не национальная!) принадлежность определяется по отцовской линии.