Нет-нет, это вовсе не то, о чем вы подумали. Речь пойдет всего лишь о месте в синагоге, которое каждый прихожанин выбирает себе для молитвы.
В любой синагоге можно обратить внимание на то, что люди, как правило, сидят во время молитвы на одном и том же месте. Дело в том, что еврейский закон предписывает человеку определиться с постоянным местом для молитвы. Также и у наших прародителей имелись свои постоянные места, где они молились. В частности, про Авраама говорится: «И поднялся Авраам рано утром (и пошел) на то место, где стоял пред Господом». Талмуд называет благочестивым и скромным, а также причисляет к ученикам Авраама того, кто выбирает постоянное место для молитвы.
Есть несколько объяснений этому закону:
- молитва отождествляется с жертвоприношением, а под каждое жертвоприношение выделялось определенное место;
- когда человек молится в одном месте, то ему гораздо проще сфокусироваться на молитве;
- само место, где человек молится, обретает некую святость, в связи с этим молитва вероятнее будет принята, так как к ней добавится еще и святость места.
У одного из величайших праведников Аризаля есть подходящее сравнение, которым можно объяснить действие молитвы: когда человек хочет пробить стену, он стреляет в одно и то же место, и лишь глупец может стрелять по разным местам. Сейчас у нас нет Храма, поэтому между Всевышним и нами есть своего рода «стена», пробить которую может только молитва.
Закон о постоянном месте для молитвы содержит ряд положений.
Человек должен не просто молиться в одной и той же синагоге, а иметь в ней свое постоянное место (можно иметь несколько мест для разных молитв). Местом считается квадрат 2*2 метра. В случае если Ваше место кто-то занял, но Вам неудобно просить его перейти на другое место, разрешается молиться рядом.
У человека, которому приходится молиться дома или на работе, также должно быть постоянное место для молитвы.
Этот закон не является исключением для женщин.
Шулхан Арух допускает смену места в том случае, когда сосредоточиться на молитве могут помешать внешние факторы или рядом молящиеся люди.
Постоянное место, согласно закону, должно быть, в первую очередь, во время чтения молитвы Амида.
Заниматься изучением Торы также следует на одном и том же месте. Лучше всего, если место для учения Торы и молитвы совпадает, тогда молитва будет иметь особенную силу.
У скорбящего также должно быть постоянное место в синагоге.
Постоянное место в синагоге принято приобретать. Но даже после покупки место продолжает находиться в собственности синагоги. По этой причине, если, например, человек намерен передать кому-то свое место, то для этого требуется разрешение раввина.
Покупка места в синагоге не должна осуществляться за счет маасера (денег десятины). Однако если человек испытывает финансовые трудности и не имеет возможности заплатить за место, кроме как из маасера, то ему разрешается это сделать.
Если на ваше постоянное место случайно сел гость, то не нужно его прогонять. Однако если этот человек решил занять ваше место, считая его своим, то необходимо деликатно ему объяснить, что оно является вашим постоянным местом.
Постоянное место входит в число обязательных условий, когда речь идет о воспитании детей и приучении их к молитве.