Великий еврейский ученый, богослов и философ Рамбам, в своем монументальном труде «Мишне Тора», указывает на обязательство каждого еврея перед Законом всю жизнь изучать Тору («Мишнэ Тора», раздел «Гилхот талмуд Тора», галаха 8). Заповедь «талмуд Тора» – изучения Торы, занимает особенное, центральное место в еврейской традиции.
Учеба, изучение, постижение – но не чего либо, а именно всего, что связано с Торой, с духовным еврейским наследием, со святостью – это то, что постоянно сопутствует жизни еврея. Причем, не существует некого минимума, о котором можно сказать, что им заповедь является выполненной. Как мы говорим каждый день в утренней молитве отрывок из Мишны «Вот вещи, которым не установлено меры…» – и одна из них – это «талмуд Тора». Чем больше – тем лучше. Поэтому именно эта область еврейского «бытия» имеет всегда неограниченные возможности и потенциал для исправления и совершенствования.
Могли бы мы уделить изучению Торы больше времени? Задумавшись, думаю, каждый ответит утвердительно. Но что же нам мешает? Причин много, у каждого они свои и их может быть, как говорят, «вагон и маленькая тележка». Эта проблема не нова, и упоминается еще в Талмуде. В трактате «Йома» 35-б Вавилонского Талмуда рассматривается несколько общих, повторяющихся проблем, стоящих на пути исполнения этой заповеди.
Итак, рассказывается на страницах трактата, что после окончания своей земной жизни на Небесный Суд прибывают души бедняка, богача и распутника. Один из вопросов: учили ли они Тору? Получив отрицательный ответ, спрашивают: почему?
Бедняк начал оправдываться, что постоянно пребывал в поисках парносе – пропитания, и на это уходило все время и силы. Но этот довод не подействовал на Суд. Ему напомнили о скромном мудреце Гиллеле – про него есть история, что живя в Вавилонии, он очень сильно хотел учить Тору, поэтому переехал в Эрец-Исраэль, учить Божье Учение прямо из уст мудрецов Шмайи и Авталиона. Сам он зарабатывал на жизнь тяжким трудом, очень бедствовал, но всегда отдавал половину заработанного сторожу бет-мидраша, чтобы тот пустил его послушать уроки. Но однажды, он вообще ничего не смог заработать, и у него не было денег заплатить за вход. Тогда он залез на крышу и слушал занятия через маленькое окно. Дело было зимой, его завалило снегом – и если бы не заметили его, то он мог бы замерзнуть. Гиллеля привели в пример бедняку, чтобы показать, что главное желание, и что даже самые бедные из бедных могут и должны учиться.
Богач начал ссылаться на многие важные дела и заботы, связанные с его бизнесом и капиталом. Тогда ему в пример привели раби Эльазара, сына Харсома, который получил в наследство от отца обширные угодья по всей стране. Он поручил руководить делами доверенному человеку, а сам посвятил все свое время изучению Торы. Случилось как-то, что раби Эльазара остановили его работники, и потребовали, чтобы он выполнял положенные работы, как житель данного поселения. Они не знали его в лицо. Но раби Эльазар, чтобы не тратить время на выяснения и разборки, предпочел откупиться от них. Это тоже доказательство того, что оправданием невежества не может служить ни богатство, ни бедность и ни большая занятость.
Распутник, в свою очередь, тоже начал рассказывать, что Бог сам наделил его невероятной красотой и у него большая сила йецер а-ра – дурного влечения, с которой он не может совладать. Но ему ставят в пример Йосефа – сына праотца нашего Яакова, который, согласно мидрашам, обладал необычайно привлекательной внешностью. Братья продали его в Египет, и он очутился в доме вельможи Потифара. Похотливая жена Потифара хотела совратить юношу, изо дня в день склоняя его к прелюбодеянию, но Йосеф выстоял, и не поддался соблазну.
Как мы видим, если есть цель и желание, то человек может найти возможность, все остальное – отговорки.
Также следует заметить, что герои примеров сильно отличаются между собой, но есть между ними и общее: в конце концов знания и личностные качества позволяют им добиться успеха в жизни. Гиллель становится наси (глава Сангедрина), р. Эльазар – первосвященником, Йосеф фактически стал властителем Египта, вторым после фараона.
Этот рассказ, вероятно, по замыслу мудрецов, должен помочь нам правильно расставить приоритеты в жизни и распределить время самым оптимальным образом, чтобы не страдала учеба, которая, напомню, должна быть постоянной и регулярной. Ни бедность, ни богатство, ни жизненные соблазны не должны мешать ей, как они не смогли помешать Гиллелю, р. Эльазару и Йосефу.
Постоянное изучение Торы делает человека лучше и в духовном, и в материальном плане, а пренебрежение учением отражается на его статусе и состоянии. Сказали наши мудрецы в трактате Пиркей Авот (4:9): «Тот, кто соблюдал Тору в бедности, в конце концов удостоится соблюдать ее в богатстве, но тот, кто отказывался от Торы, будучи богатым, в конце концов не сможет изучать ее из-за бедности».