Синагога «Азохен вэй» отправила Жмеринский Талмуд на доработку авторам, и временно приступает к изучению классического, Вавилонского Талмуда. Перед праздником Суккот мы ознакомимся с трактатами, связанные именно с ним, в частности – о строительстве сукки. Особенный интерес вызывает спор мудрецов о возможности использовать в качестве строительного материала слонов – коренных жителей жмеринских прерий.
В трактате Сукка (пятый из 12 трактатов раздела Моэд [Праздник] Вавилонского Талмуда) рассматриваются различные законы, регулирующие построение шалаша для праздника Суккот. В частности, Гемара обсуждает вопрос: можно ли в качестве стенки использовать... какое-то живое существо? Рабби Меир категорически отрицает такую возможность: любой объект, «в котором есть дух жизни», не делают стенкой праздничного шалаша. Почему? Абайе объясняет точку зрения рабби Меира так: тот опасается, что животное «вдруг помрет», рабби Зейра иначе: животное «вдруг убежит». Чтобы предотвратить последнее, животное предлагают привязать, и вот тут-то возникает горячая дискуссия (Сукка, 23а):
Если как стенку шалаша использовать привязанного слона, то все согласятся с тем, что никаких проблем не возникнет: даже если слон «вдруг помрет» и упадет, его туша все равно имеет в высоту «десять ладоней» (минимальную высоту стенки шалаша). Но по поводу слона непривязанного мнения мудрецов расходятся: вероятность того, что он «вдруг помрет», слишком мала, и с ней незачем считаться, а вот вероятность того, что слон «вдруг убежит», действительно должна внушать опасения. Поэтому даже Абайе – тому, кто сказал: «Вдруг помрет», – следует согласиться с тем, что истинной причиной запрета, наложенного рабби Меиром, было сомнение в том, долго ли останется на месте живая стенка шалаша.
Нет, приходит к выводу Талмуд, наоборот: по поводу слона непривязанного все согласны с тем, что его не ставят как стенку шалаша. Разногласие между Абайе и рабби Зейрой вызывает слон привязанный. В этом случае нет опасения, что он убежит, но как поступить, если он «вдруг помрет»?
Правда, даже пока слон жив, все равно остается проблема: между его ногами слишком большое расстояние – значит, там не будет стенки и шалаш окажется негодным? Ну что ж, предлагает Талмуд, этот промежуток заполним пальмовыми ветками и построим нечто вроде забора от передних ног слона до задних.
А вдруг он ляжет? Значит, слона следует крепко-накрепко привязать к верхней перекладине.
О, тогда нечего опасаться и того, что слон «вдруг помрет»! Он же все равно будет стоять, крепко привязанный к верху шалаша!
Нет, иногда его высота меньше десяти ладоней, тогда вверху останется незаполненный просвет в три ладони или больше, а значит, стенка будет недостаточной для нужд шалаша...
Художник Ольга Кардаш
На этом прервемся: дальше Талмуд отвлекается от темы слона и переходит к обсуждению вопроса о том, насколько велика вероятность смерти, чтобы принимать ее в расчет в Галахе.
Но слон интересовал древних мудрецов не только в качестве стройматериала. В трактате Кидушин, вообще-то посвященном теме бракосочетания, затрагивается также вопрос о совершении киньяна, то есть действия, закрепляющего права нового владельца на приобретаемое им (25б, 26а). Но о том, каким должно быть это действие, есть различные мнения. Например, мудрецы считают: когда покупают животное, киньян заключается в том, чтобы заставить его сдвинуться с места, или спереди потянув его за веревку, или сзади, прикрикнув на него, хлестнуть хворостиной. Однако рабби Шимон полагает: киньян состоит в том, чтобы поднять животное вверх. Это мнение оспаривает рав Йосеф:
– Но если так, то как же, по мнению рабби Шимона, приобретают слона?!
Отвечает ему Абайе:
– Путем обмена. Или так: продавец на время одалживает покупателю тот участок земли, на котором стоит слон, и тот вместе с этой землей получает во владение слона.
Рабби Зейра предлагает иной способ:
– Продавец приносит свои четыре посудины и подставляет их под ноги слона (после чего слон принадлежит ему – как любой предмет, оказавшийся в посуде его владельца).
– Где это слыхано, – изумляется Гемара, – чтобы посуда покупателя приобретала что-то своему хозяину, находясь на месте, принадлежащем продавцу?
– Ну, допустим, что купля-продажа слона происходит не на общей улице, а в переулке, принадлежащем покупателю, – следует ответ. – Или киньян совершают так: покупатель приносит связки хвороста и заставляет слона встать на них всеми четырьмя ногами – это все равно, как если бы он поднял его...
Это еще не все. Слон упоминается в трактате Бава батра, 22а (один из 10 трактатов раздела Незикин [Ущербы] Вавилонского Талмуда). И нужен для разрешения совсем другой проблемы, связанной с тем, какие предметы способны воспринимать ритуальную нечистоту, а какие – нет (здесь идет отсылка к другому трактату – Келим из раздела Тегарот [Чистые], в котором говорится о принятии ритуальной нечистоты разными предметами, в т.ч. разными видами корзин – прим. ред.) А именно: если слон проглотил плетенную корзину и она целиком вышла обратно с противоположной стороны его тела, сохраняет ли корзина свою прежнюю способность воспринимать ритуальную нечистоту? Но вопрос используется в качестве провокационного, и ответа на него Талмуд не приводит…
Источник: lechaim.ru