Есть специальное благодарственное благословение, которое следует произнести, в случае избавления от опасности и страданий, которое называется «Биркат а-гомель» («а-гомель» в переводе значит «спасающий, освобождающий»). Эта обязанность выводится мудрецами из Тегилим 107.
Само это благословение короткое, и звучит в переводе так: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Творящий добро даже грешным, – за то, что даровал мне добро». То есть, человек должен осознавать, что Всевышний, по милосердию своему, помиловал его, спася от опасности, хоть тот и не был этого достоин (это подчёркивается словами «творящий добро даже грешным»).
Талмуд, в трактате Брахот, 54-б, основываясь на стихах вышеупомянутого псалма, определяет, на ком лежит обязанность сказать данное благословение. Это четыре случая: 1) тот, кто путешествовал по морю; 2) тот, кто пересёк пустыню; 3) больной, который выздоровел; 4) заключенный тюрьмы, который вышел на свободу.
В наше время, если человек путешествует на небольшое расстояние, или отправился недалеко, есть очень малая вероятность угрозе его жизни, поэтому в таком случае благословение «а-гомель» не произносят – так принято у ашкеназов. Мнение, которого придерживаются сефарды: «а-гомель» следует сказать, если человек был в дороге в течение 72 минут и более. Тот, кто преодолел действительно опасный путь, то независимо от времени, что он находился в пути, он должен сказать благословение. Этого мнения придерживаются все.
По большинству мнений современных раввинов, тот, кто совершил перелёт на самолете, должен говорить благословение.
По поводу выздоровевшего человека существует два мнения, о каком именно бывшем больном мы говорим. Первое – если у человека была опасность для жизни, медицинская операция, даже хоть под местным наркозом – несомненно, он должен произнести «а-гомель». Второе мнение – сказать благословение должен любой больной, который провёл из-за болезни не менее трех дней в кровати. Ашкеназы склонны к первому мнению, сефарды придерживаются второго.
А если у человека была опасность иного рода, любая другая, чем упомянутая в Талмуде в списке четырех случаев, должен ли он произносить «а-гомель»? Тут тоже есть разница в обычаях: ашкеназы – да, говорят, избежав любой реальной опасности; сефарды – не говорят, или говорят без упоминания имени Творца.
В случае сомнений лучше проконсультироваться у Вашего раввина.
«Биркат а-гомель» следует произносить в миньяне – присутствии минимум десяти евреев-мужчин. Желательно, чтобы двое из десяти были «талмидей хахамим» – знатоками Торы. Однако, если нет возможности сказать благословение в миньяне, можно произнести его в одиночестве (Мишна Брура, 219:8). Благословение произносят в дни, когда читают из свитка Торы.
Срок, в течение которого необходимо сказать «Биркат а-гомель», – изначально это три дня, т.к. считается, что именно в течение первых трех дней переживание от происшествия и чувство благодарности живо в сердце человека. Есть мнение, что в течение 30 дней после спасения. Постфактум же, оно не ограничено во времени, поэтому можно и позже.