Драма Холокоста слишком легко поддается плохому кинопроизводству. Менее талантливые продюсеры идут по тропам, настолько изношенным, что то, что может быть убедительным и сложным повествованием, получается плоским, даже оскорбительным. Вот почему существует так много плохих фильмов о Холокосте - голливудские постановки, которые занимаются разграничением натурализма, превращают реальных людей в архетипы, гонятся за дешевыми эмоциональными манипуляциями.
Несмотря на все сказанное, есть все-таки превосходные фильмы о Холокосте, которые действительно нужно увидеть. У них есть гуманистические устремления, они рассказывают истории, которые нужно рассказать, и делают это с помощью затрагивающих и зачастую жестоких способов высокого искусства. В отличии от «Жизнь прекрасна», «Пианиста» или шедевра Спилберга «Список Шиндлера», эти фильмы, скорее всего, вам неизвестны. Но поверьте: это драмы, которые нельзя упустить.
Ида (2013, Польша)
Лауреат премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке 2015 года, шедевр польского режиссера Павла Павликовского «Ида» считается одним из величайших фильмов о Холокосте (возможно даже всех времен). Ида, действия которой происходят в 1962 году - это история сироты, воспитанной монахинями, которая узнает, что она, по сути, еврейка. Вместе со своей тетей, единственной оставшейся родственницей, Ида ищет правду о своем прошлом, в великолепном черно-белом кинематографе, однако она приходит к осознанию, которое лучше было бы оставить похороненным.
Ростовщик (1964)
На основе потрясающей игры Рода Штайгера этот фильм Сидни Люмета стал первым американским фильмом, в котором изобразили ужасы Холокоста. Штайгер - Сол Назерман, бывший профессор университета, который выжил в лагерях, потеряв двух детей и жену. Спустя годы Назерман открывает ломбард в Гарлеме, где он становится ужасным мизантропом, эмоционально онемевшим и неспособным к сочувствию, когда, наконец, у него открываются глаза.
Феникс (2014, Германия)
Современный фильм немецкого режиссера Кристиана Петцольда - это воплощение неповторимой красоты и двуличности. Нина Хосс в роли Нелли, оставшейся в живых и ставшей неузнаваемой после операции по восстановлению лица. Феникс рассказывает о поисках Нелли своего мужа, который, возможно, был тем, кто выдал ее нацистам. Петцольд предается некоторым хорошо проработанным идеям этого жанра, но его внимание к психологии Нелли, выжившей в мире, который она скорее предпочла бы забыть, чем помнить, более чем похвально. А финал этого фильма просто опустошающий.
Сын Саула (2015, Венгрия)
Никто не останется прежнем после просмотра этого фильма. Дебют венгерского режиссера Ласло Немеса - это день в жизни Саула Аусландера, члена Зондеркоманды - подразделения евреев, вынужденных помогать в убийстве других евреев в Освенциме. Снятый в основном из-за плеча, или в очень размытом крупном плане, фильм показывает ужасы работы Аусландера - спасение ценностей, удаление трупов из газовых камер и вытирание полов - и все это с непоколебимым хладнокровием. Даже без исключительной игры Гезы Рёрига в роли Саула, нового актера и поэта, этот фильм, который взял «Лучший фильм на иностранном языке» в 2015 году, был бы одинаково жутким.
1945 (2016, Венгрия)
Повествование недавнего фильма Ференца Торока начинается летним днем 1945 года, когда ортодоксальный еврей и его сын выходят из поезда в крошечной венгерской деревне. Это не сулит ничего хорошего сельским жителям, которые опасаются, что депортированные евреи их общины вернутся, чтобы вернуть украденную у них собственность и имущество. Тихий, тонкий и справедливый, 1945 - это совершенно необычный фильм.
Поезд жизни (1998, Франция)
Этот французский фильм, выпущенный через год после романа Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», во многом похож на своего предшевствинника, представляя Холокост как коктейль из фарса и трагедии. В то время, как фильм Бениньи противоречиво предполагает, что оптимизм побеждает ужасы нацизма, режиссер Раду Михайлану в «Поезде жизни» рассматривает вымышленную, смешную историю о бегстве всего штетла из Европы именно таким, каким оно должно быть: абсолютно разрушительный фарс.
Европа, Европа (1990, Германия)
Основанный на реальных событиях, этот фильм рассказывает о Соломоне Переле, молодом немецком еврее, который пережил Холокост, работая с нацистами и выдавая себя за нееврейского переводчика. Хотя стремление фильма к правдоподобности время от времени и делает его глупым, есть много совпадений и уловок судьбы, которые испытывают терпение героя. История Перела просто слишком причудлива и слишком необычна, чтобы ее пропустить.
Источник: myjewishlearning.com
Перевод Анастасии Яценюк