Можно ли представить себе современную жизнь без капельки чуда, прекрасной случайности, без маленьких радостных моментов везения? Вряд ли, ведь в таком случае мир представлял бы собой серый мегаполис, населенный унылыми скучными жителями. Именно старинные поверья, красивые легенды, необычные приметы, о которых затаив дыхание слушают малыши и к которым присматриваются взрослые, вносят тот самый момент спонтанности и сказочности в повседневность.
Верят ли евреи в приметы? И если да, то в какие?
Евреи верят в существование Творца и в то, что все в мире является частью Его замысла. Вселенная управляется Б-жественным провидением. Евреи верят в значимость и неслучайность всего происходящего. Скорее всего, все события, которые происходят в этом мире, имеют определенную закономерность. Многие из этих закономерностей отслежены людьми. Механизм наиболее понятных и изученных явлений люди называют “законами природы”. Другие закономерности, механизм которых до конца не постигнут, – поверьями. А еще есть псевдозакономерности: суеверия, лженаучные теории.
Евреи доверяют науке (“законы природы”) и традиции (“поверья”) и не признают суеверия. Евреи верят, что все происходящее с ними и вокруг них, является знаками провидения, указаниями Небес, требующими интерпретации, в строгом соответствии с еврейским законом (галаха) и еврейской традицией. А еще евреи непоколебимо верят, что каждый их поступок, в зависимости от степени своей б-гоугодности, так или иначе влияет на их судьбу, изменяя, а иногда и полностью преображая ее. А значит, и тут существуют достаточно четкие и хорошо известные закономерности.
Для полноты картины можно добавить, что в основе многих еврейских обычаев, выглядящих как “приметы”, лежит сказанное в каббалистических источниках. Таким образом, евреи верят в приметы. Но в еврейские и по-еврейски.
Евреи – народ не такой, как все. И их отношение к приметам не исключение. У всех народов есть поверья и приметы, но, в основном, запрещающие или гласящие о том, как не надо делать, чтобы избежать плохих происшествий. То есть, направленные на то, чтобы чего-то бояться и избегать. У евреев тоже есть приметы, но и здесь все построено интересно. Часто, если не всегда, приметы сопровождаются какой-нибудь припиской вроде: “это раньше так нельзя было, а теперь времена изменились”; или “но если ты настоящий иудей, а не шабесгой какой-нибудь, то можно”; или даже “а вообще-то это к счастью”. В общем, и здесь проявляются такие присущие евреям национальные черты характера, как природное дружелюбие, здравомыслие и конструктивный настрой.
И все же, без каких примет не обходится повседневная жизнь обычного еврея?
Евреи Кавказа верят, что если в доме поселилась змея, то его хозяев ждет богатство. И наоборот: если жившая в доме змея вдруг решила его покинуть, значит, скоро из дома уйдут счастье и благополучие. Поэтому поселившаяся в доме змея у кавказских евреев считается добрым предзнаменованием, ее принято всячески привечать и подкармливать молоком.
Считается, что настоящее богатство еврею может принести только пророк Элиягу, который больше всего любит появляться в облике нищего седобородого старца. Те же кавказские евреи верят, что чаще всего Элиягу ха-Нави, любит одаривать евреев деньгами после выхода субботы, – то есть в ночь с субботы на воскресенье. Поэтому у них принято вечером в субботу зазывать в гости случайного прохожего и щедро угощать его – в надежде, что под его личиной скрывается сам пророк Элиягу.
В хасидских общинах считается, что подлинное богатство и благополучие может принести специальное благословение цадика – духовного лидера общины. И ничего постыдного в том, чтобы попросить благословение на хороший заработок, хасиды не видят. В некоторых хасидских общинах раввины дают своим хасидам деньги – “на развод”. И в среде хасидов можно услышать немало историй, как подаренный ребе рубль или доллар приносил счастье или приводил человека к сказочному богатству.
Самым знаменитым из таких благословений цадика является “доллар Любавичского Ребе”. На протяжении почти четырех десятилетий любой еврей мог явиться в нью-йоркскую резиденцию Седьмого Любавичского ребе Менахема-Мендла Шнеерсона и получить из его рук один доллар “на счастье”. Этот доллар помогал достичь богатства только в том случае, если ребе присовокуплял к нему благословение на хороший заработок и давал указание, на какие именно благотворительные цели этот человек должен будет потратить часть своих денег, когда разбогатеет. Но даже не принося богатства, доллар Любавичского Ребе считается в еврейской среде талисманом, хранящим человека от различных несчастий и приносящим удачу.
Однако одним из основных способов привлечения денег в еврейском мире традиционно считались каббалистические камеи – талисманы с благословением на хороший заработок, написанным праведным раввином, разбирающимся в тайнах Каббалы. Обычно такая камея представляла собой кусочек пергамента, который следовало хранить в кошельке. В наши дни пергамент в основном заменяется плотной бумагой, заключенной в плотную полиэтиленовую упаковку, а сами камеи тиражируются с помощью обыкновенной типографской машины.
С одной стороны, еврейские приметы имеют развернутое объяснение, а с другой – их трудно объяснить непосвященному! Например, согласно еврейской традиции, не следует сплетать пальцы рук. Суеверие? Нет, конечно! Просто пальцы рук – это материальное воплощение несочетаемых начал и т.д.
Или, скажем, есть в иудаизме такая примета: если во время молитвы “Амида” человек чихает – это значит, его молитва принимается на Небесах с благосклонностью. А если с шумом выпускает газы из кишечника, то... без благосклонности. Если второе можно понять, то совершенно непонятно, при чем тут чихание в первом случае. И из еврейского поверья образуется общечеловеческая примета: чихнул – значит правду сказал. А ведь это только молитвы касалось!
А еще есть еврейское поверье, что не следует спать в обуви. Приводится в талмудическом трактате Йома (78б).
В каждой религии есть традиционные обереги – символы, которые веками оберегают и приносят удачу и счастье. Иудаизм не исключение. Основные символы, которые имеют огромное значение в иудаизме, есть хамса, звезда Давида и Менора.
Хамса выглядит как стилизованное изображение человеческой ладони: три пальца вытянуты вперед, а первый и пятый имеют одинаковую, симметричную форму, как будто вместо мизинца находится второй большой палец. Встречаются, однако, и несимметричные Хамсы. Говорят, что в таком случае они обязательно должны быть праворукими, так как этот знак связывают с еще одним известным утверждением: “Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука”.
Знак хамса используют и мусульмане, и иудеи, но его история значительно древнее самих этих религий. Еще в эпоху древних цивилизаций Месопотамии хамса служила защитным амулетом. Это подтверждают многочисленные археологические исследования.
У финикийцев хамса символизировала руку лунной богини Танит, покровительницы Карфагена, на Кипре ее ассоциировали с богиней Афродитой.
Популярность этого символа в Древнем Египте в качестве руки Атут, обеспечивавшей плодородие, помогающей выходу мужчин и женщин из тела бога-создателя, сохранилась и по сей день, на территории сегодняшней страны Марокко.
В древней Индии, в VI веке до нашей эры появилось философское учение джайнизм, эмблемой которого было изображение раскрытой ладони, по сути, немного измененный амулет хамса, значение которого – выражение идеи ненасилия.
Хамса появилась в еврейской культуре от древних финикийских соседей, а позднее и от мусульман. В еврейских общинах мизрахим и сефардов она была особенно популярной. У евреев амулет, представляющий собой открытую ладонь, получил название “Рука Мирьям” по имени сестры Моше. Женщина по имени Мирьям упоминается в библейских текстах, где о ней говорится как о пророчице, которая после переправы израильтян через море вышла с тимпаном в руках во главе женщин и воспела хвалу Господу. Евреи называют хамсу также “Яд а-Хамеш”, что с иврита переводится дословно как “рука пяти”.
Пять пальцев амулета напоминают человеку о том, что он должен все свои пять чувств использовать для служения Вс-шнему и Его прославления. Кроме того, слово “хамеш”, на иврите это означает “пять”, символизирует пятикнижие Моисея, пять священных книг еврейской Торы. Поэтому хамсу связывают с пятью книгами Торы. Еще ее называют “Рука Бога”, а также оберегом “Бли айн нора”, что переводится с иврита: “от сглаза”.
Еще пара символических соответствий: ивритская буква “хэй”, соответствующая амулету, стоит в алфавите на пятом месте и является также первой буквой слова “хай”, которое переводится “жизнь”.
Действительно, хамса, являясь популярным амулетом, не могла не стать и ювелирным украшением. Выпускаются сережки и кулоны в виде хамсы, брелки для ключей, украшения над входом в дом (как в России вешают подкову). Если хамсу подвесить на красной нити, это добавляет ей каббалистического смысла.
Часто амулет имеет дополнительные символы, оберегающие от порчи, например, звезду Давида или рыб, которые символизируют удачу в еврейской мистике. Встречаются талисманы, покрытые текстами защитных молитв. Цвет хамсы обычно синий или голубой: считается, что эти цвета помогают от дурного глаза. Если для украшения используются полудрагоценные камни, чаще всего это – бирюза.
В иудаизме хамсы часто украшают молитвами для защиты, такими как “Шма Исраэль” (Слушай Израиль – главная молитва), “Биркат ха-Байт” (благословение жилища), “Тфилат ха-Дерех” (молитва путешествующих) или другие благословления. А часто просто пишут добрые пожелания в вольной форме.
Звезда Давида (на иврите – Маген Давид, “Щит Давида”) – эмблема в форме шестиконечной звезды, или, как ее еще называют, гексаграммы. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Гексаграмма – символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, ещё задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты.
Подробнее о происхождении Маген Давида можно прочесть здесь
Менора (на иврите букв. “светильник”) – один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Например, иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос. В практической Каббале менора служит орудием против демонов. Если ветви меноры изогнуть, сверху она будет выглядеть как звезда Давида. Хасиды сравнивают менору с шестикрылым серафимом, чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь.
Возможно, без веками существующих поверий и примет, нам было бы сложнее объяснить некоторые закономерно происходящие вещи. Приметы уходят корнями в древнюю мудрость предков, которая сейчас находится так далеко от нас. Но почему бы ей не воспользоваться? Ведь даже самый ярый скептик нет-нет, да и возьмет с собой в путь из маминых рук маленькую голубую ладошку. На счастье и на удачу…
Материал подготовила Татьяна Аххо