1. Обеспечить себя. Каждый человек должен стремиться обеспечить себя и своих домочадцев и не нуждаться в пожертвованиях. Если же он не может найти работу в соответствии со своими знаниями или положением, то должен устроиться на менее подходящую для него работу, как об этом сказали наши, благословенной памяти, мудрецы, «Занимайся самой грязной работой, но не нуждайся в людской милостыне».
2. «Сделать Субботу подобной будням». Лучше избрать жизнь в бедности и нужде, чем жизнь на чужие пожертвования, как сказали об этом наши, благословенной памяти, мудрецы, «Сделай Субботу свою подобной будням, но не нуждайся в помощи других людей».
3. Тора - его профессия. Тот, кто может найти себе работу, не имеет право, не работая, жить на пожертвования. Только тот человек, который днем и ночью занят изучением Торы, может не прекращать это делать, поскольку изучение Торы является его профессией.
4. Каждый протягивающий руку. Никому не дано знать, что таит в себе душа ближнего. Если у человека просят материальной помощи, то он не должен долго раздумывать над причинами, по которым бедняк не работает и не обеспечивает себя сам. Нужно подумать, что наверняка для этого есть веские причины, и поэтому просящему человеку необходимо помочь, дав цдаку.
5. Определение «двести зузов». Наши, благословенной памяти, мудрецы установили, что человек, у которого есть менее чем «двести зузов» наличными, имеет право получать деньги со цдаки. Комментаторы пояснили, что определение «двести зузов» соответствует семейному среднегодовому доходу по параметрам современной им эпохи. Эта сумма зависит от среднего прожиточного минимума для семьи в каждую последующую эпоху, и тот, у кого нет наличных денег для обеспечения семьи всем необходимым на год, имеет право брать деньги со цдаки.
6. Постоянный доход. Если у человека нет двухсот зузов, необходимых для обеспечения прожиточного минимума его семьи, но есть постоянный источник доходов, обеспечивающий его нужды и нужды семьи (при этом неважно, какого вида эти доходы - то ли это работа, то ли проценты от вклада в банке и т.п.), то ему запрещено брать деньги, данные на цдаку.
7. Также и имущество. Под двумястами зузами (т.е. расходами на проживание семьи в течение года) подразумеваются не только наличные деньги, но и имущество. Человек, ценность имущества которого равняется двумстам зузам, не может брать деньги со цдаки. Важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет об имуществе, которое человек не использует напрямую (например, второй дом, в котором человек не живет, а сдает его в наем). В двести зузов не засчитывается имущество, необходимое человеку для обеспечения существования (дом, в котором человек живет, одежда, домашняя утварь и пр.).
8. Должник. Тот человек, у которого есть деньги и имущество, составляющие более двухсот зузов, но он их должен другим людям, имеет право получать цдаку, даже несмотря на то, что время возврата долгов еще не наступило.
9. Одноразовая затрата. Тот, кто достаточно зарабатывает и не нуждается в цдаке, но ему необходимо одноразово потратить большую сумму денег, заплатить которую он не в состоянии (например, оплатить свадьбу ребенка или дорогое лечение), может взять деньги со цдаки.
10. Закрытый фонд. Если деньги человека находятся в банке в рамках сберегательной программы на закрытом накопительном счету и предназначены для женитьбы детей, то они не входят в двести зузов, так эти средства определены человеком для другой цели.
11. Источник существует. Некоторые мудрецы считают, что человек может брать деньги со цдаки все время до тех пор, пока у него нет финансовой базы, на доходы от которой можно обеспечить себя и свою семью, о чем написано в «Шульхан Арух»: «И это имеет здравый смысл».
12. «Бедняк» в наше время. Мудрецы постановили, что двести зузов, установленные нашими, благословенной памяти, мудрецами, считались достаточной суммой на годовые расходы в те времена, когда денежные затраты людей были малочисленны. В наши дни, когда расходы людей многократно увеличились, сумма среднегодовых расходов зависит от индивидуальных затрат человека на себя и свою семью.
13. Обеспечиваемый отцом. Тот, кто получает средства на существование от богатого родителя (если он уже взрослый, но у него нет собственного состояния в двести зузов), не может получать цдаку.
14. Получение подарка. Все вышесказанное имеет отношение к получению денег, пожертвованных на цдаку, но не распространяется на получение подарка, что является правом любого, даже богатого, человека.
15. Скупой богач. Богач, терзающий себя голодом из-за своей скупости, не может получать цдаку.
16. Грешник. Бедняку, который использует деньги цдаки для запрещенных деяний, не дают цдаку.
17. Одежда и лечение. Деньги со цдаки предназначены не только на еду и одежду для неимущих, но также для обеспечения их лечения и оплаты расходов на похороны.
18. Свадьба. Жених и невеста, у которых есть достаточно средств на пропитание, но нет необходимой суммы для организации свадьбы в соответствии с законами Торы, получают на это необходимые средства со цдаки, что квалифицируется как получение цдаки бедняками.
19. Те, кому бедняк должен. Средства, которые бедняк получил в качестве цдаки, у него не могут забрать кредиторы. Подобное возможно только при условии, что во время того, как бедняк просил цдаку, он предупредил, что ему также нужны деньги, чтобы расплатиться с долгами, и получил из цдаки также и сумму на погашение долгов.
20. Ухищрения. Если бедняк не хочет взять цдаку, то обычно прибегают к различным уловкам для того, чтобы вручить ему необходимую сумму: дают деньги в долг или дарят их в качестве подарка в день семейного торжества и т.п.
21. Мудрец. Неимущему мудрецу Торы дают цдаку в соответствии с уважением к нему. Если же он отказывается принять пожертвование, то также используют различные хитроумные способы вручить ему деньги. Например, если мудрец занимается торговлей, то продают ему товар по заниженной цене, а покупают по завышенной, обеспечивая таким образом ему прибыль.