Еврейский календарь
7 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Кризис пере- и недопроизводства Торы
Психология

Кризис пере- и недопроизводства Торы

Илья Рабинович
23 августа 2017, 10:53

В 1929 году в США разразился самый мощный кризис, связанный с перепроизводством промышленной продукции, – Великая Депрессия. Американская банковская система рухнула, кризис перекинулся на государства Европы, миллионы людей потеряли работу, кризис стал даже одной из становых причин Второй Мировой войны. Но главное не это, а то, что миллионы тонн сырья и миллионы человеко-часов труда рабочих оказались потраченными безрезультатно: произведённая продукция была «лишней», не востребованной, её никто не покупал и она превратилась в хлам. Если бы это сырьё и этот труд были направлены не на наращивание производства того, что не было оплачено потребителями и пропало попусту, а на реализацию иных важных задач, то не было бы ни Великой Депрессии, ни множества смертей от недоедания, ни, скорее всего, Второй Мировой войны.

Но если кто-то думает, что кризис перепроизводства случается исключительно в экономической сфере, он серьёзно заблуждается. Такого типа проблемы затрагивают также идеологическую плоскость. Это связано с тем, что люди склонны упрощать модель мира, которой оперируют, искать закономерности там, где правит Его Величество Случай, а также подменять реальность той упрощённой моделью, которую сами себе придумали либо приняли извне. В тот момент, когда модель начинает всё сильнее и сильнее отличаться от наблюдаемых явлений, и происходит «кризис перепроизводства».

Например, в конце XVIII – начале XIX веков промышленники адски эксплуатировали рабочих, иногда – не достигших возраста совершеннолетия, которые были вынуждены трудиться по 10-12 часов в день без выходных, без пособий по болезни и нетрудоспособности. В результате этого выросло социалистическое рабочее движение, во главе угла которого стояла идея защиты слабых и обездоленных от сильных и богатых. Сильный всегда неправ, слабый всегда нуждается в защите – это основные базовые позиции социалистов, и, хотя они являют собой предельное упрощение реальности, в условиях «дикого капитализма» эти установки редко когда давали сбой. Однако в условиях XIX-го века, когда «дикий капитализм» приказал долго жить, а передовые страны переходят от эксплуатации средств производства к эксплуатации человеческого капитала, ситуация кардинально поменялась, и вышеозвученные установки становятся в корне не соответствующими действительности. Но социалисты не могут отказаться от базовых положений своей идеологии, ведь тогда их политические структуры перестанут существовать! В результате начинается стремительная радикализация левого политического движения, порождающая внутренний раскол, ведущий к выходу здравомыслящих людей из «красных» партий, а статус «слабого и обездоленного» от переставшего существовать пролетариата переходит к мигрантам из стран третьего мира. Причём всем, кто ставит под малейшее сомнение позицию левых, приклеивают ярлык «фашист» в тщетной попытке заткнуть несогласные рты намертво.

 

Таким образом, следующие наблюдаемые явления являются следствием кризиса перепроизводства той или иной идеологии:

  1. Отрыв носителей идеологии от реальности,
  2. Постоянные попытки подмены действительности фантазиями на тему «как мир должен выглядеть в идеале»,
  3. Стремительная радикализация среди сторонников идеи, сопровождающаяся расколом и публичным отходом от идеологии несколько иначе мыслящих членов,
  4. Нападки со стороны сторонников идеологии на людей, представляющих альтернативные точки зрения, с целью заставить их молчать.

 

Кризис перепроизводства социализма привёл к распаду СССР, а также череде революций, мирных и не очень, по странам бывшего Варшавского Блока. Кризис перепроизводства либерализма привёл к миграционному коллапсу в Европе, и это только начало разрушительных процессов внутри Европейского Союза. Кризис перепроизводства христианства вначале привёл к Реформации, а затем и падению Церкви, её частичному замещению иными религиозными идеологиями, либерализмом и социализмом, к которым сейчас прибавился ещё и ислам. Проявления начальной стадии кризиса перепроизводства ислама сейчас мы имеем счастье наблюдать на Ближнем Востоке, феномен мусульманского терроризма во многом порождаем именно этими явлениями.

Но если вы думаете, что мир Торы не затронут кризисом перепроизводства, то вы сильно заблуждаетесь. У нас происходит всё то же самое, только с еврейским колоритом. Поскольку у нас кризис перепроизводства Торы начался ещё в XIX веке, сейчас он входит в завершающую фазу. Особенно этому поспособствовало то, что после Шоа, Катастрофы европейского еврейства, ортодоксальные религиозные авторитеты, жившие в Земле Израиля, приняли решение восстановить мир Торы в Израиле таким, каким он был в Европе, чтобы удовлетворить тот, как они считали, спрос на данный вид идеологической продукции, который наступит в Израиле после переселения туда евреев со всего мира. Фактически они загнали в ешивы (еврейское учебное заведение, дающее высшее религиозное образование) всех, кого только смогли, – и если раньше там учились лучшие из лучших, то теперь там учатся всё мужское население ультрарелигиозных кварталов, кто способен отличить «хет» от «тет» (буквы ивритского алфавита – прим.ред.). И это сработало именно так, как и планировалось религиозными авторитетами: в Израиле сейчас огромное количество людей с раввинской смихой, вот только рабочих мест для них нет. Потому что евреи Израиля в большинстве своём нерелигиозны и не нуждаются в таком количестве служителей мира Торы, поскольку их религиозные запросы сильно лимитированы, у некоторых – всего лишь свадьбой и похоронами. Нужного объёма знаний светских наук, которые позволили бы «лишним» раввинам пойти работать в иные отрасли экономики, религиозный мир не даёт, пытаясь силой замкнуть всех, кто родился в религиозных общинах, на религиозный же мир. Проблема усугубляется тем, что ультрарелигиозные ортодоксы повернулись спиной к нерелигиозным евреям, считая их не своими братьями и сёстрами, а чем-то мерзким, способным отвратить праведного еврея от истинного пути исполнения заповедей. Именно это неприятие и составляет основу конфликта между ультрарелигиозными и нерелигиозными евреями в Израиле, любые иные причины являются либо предубеждениями и стереотипами, либо прямыми следствиями вышеописанного базисного столкновения.

Но если в Израиле система, возрождающая мир Торы, стала причиной кризиса идеологического перепроизводства и представляет собой проблему, то на территории бывшего СССР, где мир Торы был полностью уничтожен советской властью, это явление являет собой благо. Ибо лишь малая толика евреев, проживающих на территории постсоветских стран, хоть сколь-нибудь знакома с настоящим миром еврейской традиции, с её громадными и глубочайшими пластами накопленных знаний и мудрости. Большинство лиц еврейского происхождения либо вообще не интересуется интеллектуальным богатством родной традиции, либо «питается» чуждыми нам идеологическими продуктами: псевдо-кабаллой, буддизмом, христианством. Многие предвзято относятся к синагогам, неверно идентифицируя их как «иудейские храмы», в которых светскому человеку делать нечего. Собственно, ничего еврейского кроме пары кулинарных рецептов у большинства евреев бывшего СССР не осталось, даже, скорее, я наблюдаю отрицательный уровень еврейства у многих евреев страны, где я живу. И потому критически важным для идеологического спасения еврейства бывшего СССР становятся те евреи, что, обладая еврейскими знаниями, идут «в массы», не считая этих людей опасными и неэтичными, но заблудшими братьями и сестрами, стоять спиной к которым есть преступление против своего народа.

На пространстве бывшего СССР единственная религиозная организация, которая уже давно стоит лицом к нерелигиозным евреям, целенаправленно пытаясь всеми силами вовлечь их обратно в еврейство– это ХАБАД. Неоднократно я как волонтёр принимал участие в акциях молодёжного клуба Московского Еврейского Общинного Центра, традиционно много лет подряд выезжающего в дни празднования Суккота к московским вузам с набором из «четырёх растений» с целью показать евреям, не имеющим пока связей с еврейской общиной, что мы о них помним и готовы принять. Единственный сколь-нибудь активный клуб еврейских нерелигиозных знакомства также находится под патронажем ХАБАДа. Литовские общины Москвы в основном заняты решением своих внутренних проблем и не «идут в народ». Типа, «когда вы придёте к нам, то обнаружите, что у нас тоже цимес сладкий». Ну да, это правда, только вот евреи почему-то идут к тем, кто всеми силами пытается донести, что каждый еврей нужен и важен. Искренне надеюсь на то, литовские общины бывшего СНГ изменят свою политику и начнут активную работу по возвращению лиц еврейского происхождения обратно в свой народ, к своей традиции, потому что все люди разные и то, что ХАБАД подходит одним вовсе не означает, что это направление подходит всем. А нам нужен и важен каждый еврей!

 

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Конфликт тела и души
Откуда приходят страхи
Существует ли Творец? «Чайник Рассела» и рациональный подход
Представление о себе
Психология по Торе, часть 1. Насколько мы нормальны?