Самая первая книга по Каббале "Тайный ангел" ("Разиэль Амалах") написана Адамом. Он получил свои знания непосредственно свыше, а не как каббалисты, вследствие учебы и волевых усилий.
Первым из известных нам каббалистов был праотец Авраам. Он, как повествует Тора, задался вопросами о смысле бытия и удостоился раскрытия высшего мира. Накопленные им знания и методику их получения он передал последующим поколениям устно и в книге "Сэфэр Ецира".
Каждый каббалист добавлял к накопленному опыту свою индивидуальность, но Моше Рабейну подробно изложил все эти знания в книге, названной им Тора, от слова "ор" свет, и от слова "ораа" инструкция («постижения света»).
Каббала продолжала развиваться и после написания Пятикнижия Моше. В период между Первым и Вторым Храмом началось изучение Каббалы в организованных группах каббалистов. Со времени разрушения Второго Храма и до наших дней историю Каббалы можно разделить на три периода развития:
Первый период относится к III в. н. э. В это время раби Шимон бар Йохай (РАШБИ), ученик раби Акивы, записывает книгу "Зоар". Раби Шимон получил от раби Акивы полномочия передать Каббалу последующим поколениям. Он слыл среди своих современников знатоком как явной, так и тайной Торы.
"Зоар" написан особым образом: иносказательно и на арамейском языке. Арамейский язык это "изнанка иврита", его скрытая часть. Раби Шимон диктовал, а его ученик, раби Аба, обладающий особым даром излагать скрыто, так, чтобы поняли определенного типа души, письменно излагал материал.
Затем книга "Зоар" была спрятана в пещере около Цфата, города на севере Израиля. По прошествии нескольких столетий она была найдена жившими поблизости арабами. Арабы обрадовались найденной бумаге, которая была тогда дефицитным товаром, и стали использовать ее как оберточный материал на рынке.
Один из цфатских мудрецов, купив в один прекрасный день на рынке рыбу, к своему удивлению обнаружил, что рыба завернута в бесценный документ. Он тотчас же скупил у арабов все остававшиеся бумаги и собрал их в одну книгу. Это и есть та книга Зоар, дошедшая до нас. Столетиями книгу Зоар изучали тайно, маленькими каббалистическими группами. Первым издал ее рав Моше де Леон, живший в XIII веке.
Второй период это период АРИ - Рав Ицхак Лурия(16 век). До времени АРИ Каббала изучалась тайно, небольшими группами. АРИ провозгласил, призвал к массовому изучению Каббалы.
В 1570г. АРИ переезжает в Цфат. Несмотря на свою молодость, он сразу же начинает преподавать Каббалу. Цфатские мудрецы, оценив его знания, учатся у него. АРИ оставил нам основополагающую систему обучения Каббале, годную для всех. Пользуясь его методикой, каждый человек, изучающий Каббалу, может прийти к цели творения.
АРИ скончался пятого ава 1572г. в возрасте 38 лет. Согласно его воле, все его труды были спрятаны, с тем, чтобы раскрыться в том поколении, которое будет уже достойно этого.
В книге "Шаар аГильгулим" приводятся предсмертные слова АРИ о том, что он завещает заниматься Каббалой только одному из всех учеников, Хаиму Виталю, заниматься тайно, одному. Хаим Виталь записал после смерти АРИ все, им услышанное, даже не систематизируя.
Часть бумаг, 600 страниц, он спрятал, часть завещал похоронить с собой, а часть оставил в наследство своему сыну. Из спрятанных 600 в последующем поколении его ученик, рав Цемах собрал книгу "Древо Жизни" и другие книги. Из извлеченных из могилы листов собрали серию книг "Восемь врат". Затем рав Цемах извлек из могилы и остальные записи Хаима Виталя.
Во времена АРИ изучение книги "Зоар" в группах только начиналось. Затем в течение двухсот лет продолжался период активного изучения "Зоара", появилось множество каббалистов в Польше и России.
С середины прошлого столетия интерес к Каббале угасает, занятия Каббалой почти полностью прекращаются. Рав Й. Ашлаг пишет об этом в "Предисловии к книге "Зоар" и указывает на это как на причину всех бед прошлого и нашего столетий.
Третий период - это методика рава Йегуды Ашлага. Она максимально подходит типу душ нашего поколения. Рав Й. Ашлаг, или "Бааль аСулам", как его называют по имени составленного им комментария "Сулам" на книгу "Зоар", родился в 1885 году в польском городе Лодзь.
В молодости он приобрел глубокие познания в явной Торе и какое-то время был судьей и авторитетом по еврейскому праву в Варшаве. В 1921 году он со всей семьей репатриировался в Израиль.
Некоторое время был раввином иерусалимского района Гиват Шауль. Уже тогда начал разрабатывать свое учение, но к комментарию на "Зоар" приступил лишь в 1943 году, когда катастрофа европейского еврейства близилась к завершению.
Бааль аСулам закончил комментарий к "Зоару" в 1953 году. Он скончался в 1954 году и похоронен на кладбище "Ар аМенухот" в Иерусалиме.
Старший сын Бааль аСулама, рав Барух Ашлаг (РАБАШ) был продолжателем дела отца. Его книги построены на четких указаниях отца. Это в определенной степени облегчает понимание комментариев, оставленных нам Бааль аСуламом.
В 1922 году Рав Барух прибыл в Иерусалим вместе с отцом. После кончины отца он взял на себя его дело дальнейшего распространения Каббалы. Рав Барух умер в 1991 году.
Раби Шимон был одним из самых великих людей своего поколения. Он изложил и объяснил более 3000 тем в Талмуде. Эти объяснения были опубликованы и дошли до наших дней. Однако книга "Зоар" после ее написания исчезла.
Это связано с тем, что природа тайной части Торы такова, что она может быть раскрыта только в подходящее время, когда подходящие души приходят в наш мир. Так и "Зоар" раскрывается нам со временем.