В начале недельной главы «Кдошим» написано: «Будьте кдошим (святы - отделены от всех прочих), потому что Я — кадош (свят, выделен, отделён)» (Ваикра, гл.19, ст.2). В Мидраше на этот стих говорится: «Во Имя Меня освящены вы. Ещё до сотворения мира выделил Я вас» (Танхума, гл.Кдошим 2).
Люди часто задают вопрос: если все будут святы, отделены от «мирских» дел и перестанут заниматься материальными проблемами, разве мир тогда не придёт в упадок?! Кто будет строить небоскрёбы, кто исследует тайны природы, кто спроектирует и создаст чудесные «умные» машины, так облегчающие нашу жизнь?
Известно, что существуют различия в обязанностях. Так, обязанности слуги по отношению к хозяину не те же самые, что хозяина по отношению к слуге. Слуга обязан совершать любую работу и любое действие, которое доставит удовольствие хозяину. Он обязан вкладывать всё своё сердце и всю свою душу в работу. Вместе с тем, хозяин заботиься лишь о самых насущных потребностях раба, таких, как пропитание, одежда и т.п.
Есть определённые обязанности и у всех сотворённых по отношению к миру.
Важная задача: изучать природу, населять землю и способствовать её улучшению, развитию - обрабатывать её, собирать урожай, улучшать жизнь на ней. Строить города, насаждать сады, возводить мосты — всё это входит в обязанности людей, сотворённых, чтобы поддерживать мир в порядке и сохранности. Поэтому сказано в Талмуде: «Человек, не живущий трудом, - достоин смерти (гой ше шават - хаяв мита)» (Трактат Санѓедрин, лист 58б).
Но есть и исключение из этого правила. Те, кто посвящают себя служению самому Творцу, не должны обслуживать мир. Наоборот, весь мир создан ради них. Как сказано: «Ради Израиля, который наречён начатком плодов Его, сотворён мир» (комментарий Раши на первый стих Торы). Поэтому еврей, живущий по Торе и заповедям и этим прославляющий Творца, освобождается от рабской повинности в отношении мира. Ведь он раб Вс-шнего. И теперь уже мир стремится угодить ему. Так об этом сказал бен Зома: «Благословен Тот, Кто сотворил всех этих, что так замечательно удовлетворяют все мои потребности!» (трактат Брахот, лист 58а).
Таким образом, каждый человек имеет свободу выбора – кому и ради чего служить. Либо быть рабом материи и не покладая рук трудиться, улучшая и совершенствуя мир. Участвовать в бесконечной гонке по замкнутому кругу, помня, что «гой ше шават — хаяв мита». Или же пойти в услужение к самому Творцу, и пользоваться плодами трудов тех, кто работает, создавая материальные ценности. Ведь, только, если материальное использовано для духовного служения, - оно приобретает смысл и оправдание своему существованию. И в этом состоит предназначение Израиля — вознести материальное, используя его для служения Творцу.