Еврейский календарь
5 Элул
5778
Календарь
16 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Кипа или ермолка: зачем покрывать голову?
Мир еврейскими глазами

Кипа или ермолка: зачем покрывать голову?

U-jew
23 августа 2017, 11:04

На западе человек оказывает уважение, снимая шляпу, у евреев — нося ее. Согласно еврейской традиции покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила.

 

Многие называют кипу на идише — ермолкой, словом неизвестного происхождения, хотя и считается, что это сокращение двух ивритских слов — ярей меэлока (боящийся Б-га). Хотя кипа и символизирует в глазах неевреев еврейскую религиозность, но ее ношение — обычай, а не закон. 

 

Одни говорят: по законам Торы, ходить с покрытой головой — не обязательно, эта традиция сложилась в последнее время. Другие отмечают, что в Торе (см. Шемот, гл. 28, ст. 40) говорится лишь об одном виде одежд — одежде коэна, а она как раз и состоит из четырех частей, одна из которых — покрытие головы (на иврите — мигбаат).

 

Как же обстояло и обстоит сейчас дело в действительности?

Устная Тора, данная Моше Рабейну вместе с Торой Письменной, говорит о роли и функциях покрытия головы. В частности, речь идет о том, что такое покрытие призвано напоминать человеку, что его судьбой правит Вс-шний. И даже само Имя — Вс-шний (на иврите — Эль Эльон) прямо говорит нам — Кто там, “наверху”.

 

Об этом написано в Талмуде, где приводятся слова рава Гуны бен Иегошуа (трактат Кидушин, лист 31).

Более того, в трактате Шаббат (лист 156) рассказывается, что одна женщина услышала от астролога предсказание, что сын ее станет вором. С того самого момента она следила, чтобы ее сын (несовершеннолетний мальчик) никогда не ходил без кипы. И предсказание астролога не сбылось. Сын этой женщины вырос и стал великим Учителем Талмуда (речь о раве Нахмане бен Ицхаке).

 

 

В одном из листов Талмуда обсуждается духовная функция одежды главного коэна, в которой он служил в Храме в день Йом Кипура. О покрытии головы там сказано, что оно предназначено, чтобы нейтрализовать высокомерие и самомнение.

 

Подведем предварительные итоги.

Тора объясняет, что роль покрытия головы — укрепить человеческую духовность. В Храме коэну предписывалось ходить с покрытой головой, остальным — усиленно рекомендовалось.

 

После разрушения Храма покрытие на голове стало отличительной чертой людей, которые серьезно относились к своему духовному росту. И это стало непреложным правилом.

 

Это тысячу лет назад настолько распространилось, вошло в норму, что один историк, увидев в некоей общине еврейских мальчиков (не взрослых!) с непокрытой головой, высказал сильное удивление.

 

В Кодексе еврейской жизни прямо сказано: “С утра ходить с покрытой головой...” (Шульхан АрухОрах Хаим, статья 2).

 

Существует ли установленная форма покрытия или оно может быть любым?

Установленной формы нет. В качестве покрытия головы подойдет шляпа, кепка, берет и т.п. На практике, дома и на улице носят небольшую кипу (в переводе с иврита кипа — покрытие), сделанную из любого материала или вязанную.

 

Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Некоторые «правоверные» консервативные еврейки также носят кипы. В ортодоксальных кругах женщины никогда не надевают кипы, но традиционные замужние еврейки из ортодоксов покрывают голову платком или париком. Ведь после замужества лишь муж может видеть волосы женщины. Реформисты не считают необходимым для мужчин покрывать голову. До недавнего времени некоторые их синагоги даже запрещали носить кипы. В последние годы традиции возвращаются в реформистское течение, все больше мужчин здесь надевают кипы во время службы.

 

Что касается размера кипы (в диаметре), он должен быть — “значимым”, то есть — не меньше тефаха (9 см или 4 дюйма).

Цвет кипы роли не играет. Впрочем, большинство предпочитает темные тона.

 

Все, что здесь сказано, относится к мужчинам. Женщины до замужества не покрывают голову. После замужества они обязаны делать это, используя платки, шляпы и т.п. Цвет покрытия, как и у мужчин, значения не имеет. Главное, чтобы волосы замужней женщины не виднелись из-под покрытия больше чем на тефах.

 

Материал подготовила Мила Лернер

 

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти
Мессия. Энциклопедия иудаизма