Смерть – одна из самых загадочных тайн мироздания, не познав сути которой, душа человека не сможет завершить определенный этап своего существования – жизнь на Земле. Любопытно, что некоторые ученые придерживаются мнения, что человек уже с шестилетнего возраста понимает, что есть такое явление, как смерть. У каждого народа со смертью связано множество убеждений, традиций, обрядов и примет, которые веками наживались и оформлялись в интересную и немаловажную часть культуры народа.
Еврейская традиция относится к смерти реалистически и не считает ее трагедией. Трагедией может быть лишь преждевременный уход из жизни. Когда же человек переходит в мир иной, благословенный Вс-шним долгой праведной жизнью, хорошим здоровьем и бодрым духом, смерть воспринимается как нечто естественное, как велика бы ни была при этом наша скорбь.
Смерть у евреев предстает в образе ангела, которого называют Малхемувес (идиш; от ивритского словосочетания малах а-мавет). Еще в Талмуде о нем сказано, что когда он приходит к изголовью умирающего, то держит в руках меч, с которого стекает капля желчи. Умирающий кричит от ужаса, и капля попадает ему в рот, отчего и наступает смерть. В своде законов XVI века «Шульхан Арух» приводится постановление о том, что в доме, где есть покойник, а также в трех соседних домах следует вылить всю воду. В более поздних комментариях к этому закону мы встречаем любопытную мотивацию этого обычая: дело в том, что Ангел смерти ополаскивает в этой воде свой меч, и тот, кто выпьет такой воды, умрет.
На нашем сайте мы уже останавливались подробно на еврейских погребальных обрядах и традициях. В этой статье мы остановимся на самых необычных и важных моментах, а также на неожиданных традициях евреев со всего мира.
Сразу после смерти стоящие возле умершего произносят полный текст молитвы Шма Исраэль без благословений. Тело не покидают, кто-то должен остаться возле него читать Теилим; зажигают свечи и оставляют гореть в течение недели. В комнате, где находится мёртвый, нельзя есть.
Существуют определённые законы, которые обязаны выполнять родственники отошедшего в мир иной до его похорон и после них. Родственники заботятся, прежде всего, обо всём, что связано с погребением умершего и похоронами, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия. Кремация и вскрытие в еврейской культуре недопустимы, так как считаются проявлением неуважения к покойному. Погребение обычно стараются провести в тот же день, сразу после смерти. Это рассматривается как выражение уважения к покойному. В Мидраше говорится, что лишь после погребения душа усопшего может лицезреть Б-га.
Глаза покойника накрываются черепками разбитой посуды. Есть много объяснений этого ритуала, но можно выделить из них два основных. Первое объяснение — эти черепки должны упасть с глаз покойного тогда, когда в честь него назовут новорожденного младенца. Имя умершего, данное живому, как бы окончательно завершает жизненный путь человека, и он обретает покой на том свете. Второе объяснение – при жизни покойник был жадным человеком и смотрел на все с целью присвоения себе, больше у него не будет такой возможности.
Евреи никогда не открывают крышку гроба, в которую и помещен умерший человек. Тело не выставляют на всеобщее обозрение, так как это считается неприемлемым.
У евреев принято, что бедные и богатые хоронятся по одному обряду, так как считается, что перед Вс-шним все равны. Поэтому со стороны не видно, в каком достатке (или нужде) жил человек. Обычай одевать умерших в простую белую одежду был введен в глубокой древности, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью. Нет ни впечатляющих катафалков, ни оркестров, ни цветов. Цветы вообще не имеют никакого отношения к еврейским похоронам, потому как приносить цветы на могилы покойных – обычай иноверцев, который никоим образом нельзя перенимать. Это запрещено Торой. Зато есть обычай класть на могилу умершего камни. И тому есть несколько объяснений. Во-первых, помещая камешек на могильной плите, мы выражаем уважение к умершему, показывая другим людям, что эту могилу недавно посетили. Увидев камешки, они поймут, что эту могилу часто навещают, и, заинтересовавшись тем, кто там похоронен, возможно, сами ее посетят. Во-вторых, в Израиле, где большая часть территории была пустыней и каждый цветочек высаживается и поливается практически вручную, срывать их для мертвых – непростительное неуважение к живым и их труду. Потому кладут камни, которые не испортятся из-за погоды, не рассыплются в прах и останутся напоминанием о визите.
Организацией и проведением похорон занимаются митаским – работники Хевра Кадиша, еврейской ритуальной службы. Они омывают покойного, несут носилки с телом, опускают его в землю, засыпают. Их работа оплачивается общиной. Ничего сверх положенного они сделать не могут — да и не надо, таков закон.
Встретивший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти в идеале весь путь, но разрешается хотя бы 4 амы (около 2,5 метров) со всеми участниками. Заменить участие человека в похоронах никто не может.
В Подолии, Галиции, Польше широко распространено представление о том, что колокольный звон мешает еврейской похоронной процессии. Считалось, что, если раздастся колокольный звон в то время, когда евреи несут покойника, они бросают тело и разбегаются, и продолжают процессию, только когда колокола умолкают. Этот сюжет есть и в еврейском фольклоре и даже получает объяснение в форме следующей легенды о наказании христиан, мешавших похоронной процессии (легенда рассказана жителем села в Хотинском районе. Пунктуация и орфография источника сохранена – прим.ред.):
«А, была тут. История… Я знаю, сколько — двести лет тому назад или триста… Ну, несли одного нашего рабина и… ну, хотели тут стать, потому что тут синагога большая ж была. А напротив была церковь. Маленькая. Ну, и он начал это… звонить в колокола. Он поднялся, мертвый. Ну, это или правда, или неправда — бабушка рассказывала. Или правда это, или нет, но рассказывала, все время рассказывала эту байку, шо он поднялся и сказал этим всем: «Все, больше он не будет звонить!» И нагнулся сразу… хрест, нагнулся — и всё. И он положился назад, сказал: «Несите меня, куда вы меня несете». И на второй день уже хрест бул… нагнувшись. И всё. И церкву вже… эту церкву вже закрыли, потому что хрест нагнулся — всё. Вот это бабушка рассказывала»
После похорон мужчины расходятся в стороны, образуя два ряда, и между ними проходят родственники умершего, разув обувь. Стоящие по сторонам выражают соболезнование. Возвращаясь с похорон, омывают руки по три раза каждую до того, как входят в дом.
У евреев также есть свой обычай, связанный с гробами и могилами. Гробы для умерших у евреев являются простой деревянной коробкой, под рост умершего. Дерево не обработано, но нам нем почти всегда размещается звезда Давида, и тело кладут просто на дерево. Перемещение тела в гроб обязательно осуществляется родственниками усопшего, руки вытягиваются вдоль тела. В гроб обязательно кладется святая земля Израиля — в мешочке под голову умершего, и небольшим ее количеством посыпают все тело.
Какая участь ожидает личные вещи покойного? По очень распространенному в современной еврейской традиции представлению, одежду покойного можно раздать бедным и знакомым, а вот обувь необходимо изрезать и сжечь, чтобы никто «не топтал его по голове».
Сразу после похорон начинаются семь дней скорби — шив-а. Очень часто в штетлах, где еще сохранились остатки еврейской общины, можно увидеть стариков, сидящих на полу или на низкой подушечке на крыльце своего дома. Они держат семидневный траур по умершему близкому родственнику, оставаясь ближе к земле, то есть к месту последнего упокоения.
В доме скорбящего покрывают накидками зеркала и картины. Зажигают свечу в память по умершему для возвышения его души. Эту свечу оставляют гореть и на время субботы во время семи дней траура (лучше зажечь её в комнате, где умер человек, а если это невозможно, то там, где он жил).
По традиции после шив-а ставят памятник. Обязанность поставить его падает на всех членов семьи. На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных. Евреи не кладут цветов или венков к могиле. Когда памятник поставлен, говорят надгробные речи, вспоминая о заслугах умершего перед Б-гом и перед людьми.
Надгробные памятники у евреев – это вообще отдельная тема. Существует множество обычаев и законов, связанных с установкой и украшением надгробных плит. В частности, каждый регион имел свои традиционные орнаменты и способы их нанесения, по которым можно было легко расшифровать, кто именно похоронен и какие заслуги имел при жизни. Один из самых знаменитых сюжетов – орел с зайцем в лапах, что символизировало Б-га (орел), который держит в руках б-гобоязненного еврея (заяц).
Евреям Западной Украины принадлежит авторство своих уникальных традиций и обычаев, связанных с захоронением умерших. Уроженцы бессарабских и подольских местечек замечали, что в руки мертвецу дают палочки. Этому было дано такое объяснение: когда придет Мессия, эти палочки станут опорой для мертвецов, которые будут его встречать.
Еще один интересный обычай, связанный с битьем посуды на еврейских похоронах, был зафиксирован в Закарпатье: «И когда его хоронят, то бьют тарелку на кусочки, и ставят в мешок, и ставят ему под голову, я то видел. Когда в еврейском кладбище били, били тарелку, и в мешок и под голову». В известных нам описаниях еврейских похорон такой обычай не зафиксирован, ранее мы не встречались и с его описанием и интерпретацией у славян. Возможно, это локальная специфика.
Особенности погребальных обычаев и обрядов разные в различных общинах; у сефардских евреев они меньше изменились с талмудических времен, чем у ашкеназов. В некоторых сефардских общинах принято семь раз обходить могилу. При опускании тела в могилу присутствующие произносят: «Да покоится он (она) в мире на одре своем», а затем засыпают могилу. Вновь читается каддиш. Покидая могилу, в некоторых общинах принято бросать в ее сторону землю и траву, произнося: «Помни, [Господи], что из праха мы». При выходе с кладбища омывают руки.
В Египте служба совершалась в синагоге; иногда в могилу клали тфиллин покойного; хоронили головой в сторону Иерусалима.
В Йемене скорбящие надевали черные талиты, а сыновья покойного оголяли правую руку и плечо; хоронили покойника ногами к Иерусалиму, чтобы сразу же после воскресения из мертвых он мог направиться к Святому городу. Этот же обычай соблюдается и поныне в Израиле.
У курдских евреев не принято, чтобы сыновья следовали за телом покойного далее двора дома. Во многих ашкеназских общинах и у евреев Ливии сыновья доходят до входа на кладбище и там читают каддиш.
Интересный обычай есть в городе Цфат, родине многих праведников и мудрецов Торы. Многие захоронения на древнем кладище города окрашены в голубой цвет. Существует много объяснений этой традиции, однако приведем лишь два возможных, в стиле каббализма и мистики: «На цфатском кладбище есть много могил с голубыми надгробиями. Не только могильные плиты выкрашены в голубой цвет – весь Цфат: каменные заборы, ступеньки, дома, ставни, двери – все голубое. Одни говорят, что это от дурного глаза. Другие – что дьявол, проносясь в небесах, без конца поглядывает вниз и ищет, где бы напакостить, а выкрашенный в голубой цвет Цфат принимает за озеро и пролетает мимо.»
Нет ни одного события в жизни, которое могло бы по уровню скорби сравниться со смертью близкого человека. Безнадежность, боль утраты, осознание безвозвратности человека и всего, что с ним связано, – это тот неполный спектр чувств и эмоций, которые испытывают родственники умершего. Неважно, к какой общине принадлежит еврей, переносится это одинаково. Однако вместе с этим, евреи всегда относились к смерти как к закону природы или к чему-то неизбежному – тому, что постигнет каждого. Поэтому нет в еврейской культуре традиций, выражающих чрезмерную скорбь по покойному, таких, как чрезмерное оплакивание у христиан или традиций нанесения себе ушибов и царапин в знак скорби и траура. В этом вся сила еврейского народа – к любым превратностям судьбы относиться философски, в том числе и к смерти.
Материал подбирала Татьяна Аххо