Еврейский календарь
5 Элул
5778
Календарь
16 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Кашрут - пища для тела и души. Часть I
Мир еврейскими глазами

Кашрут - пища для тела и души. Часть I

U-jew
23 августа 2017, 11:03

«Кугель, это благословенное национальное блюдо, сделал для сохранения иудаизма больше, чем многие журналы и книги», - отмечал в одном из своих писем Генрих Гейне. Эта на первый взгляд парадоксальная мысль поразительно верна. 

 

Дело, конечно, не в кугеле как таковом, но еврейский народ, тысячелетиями разбросанный по разным странам, действительно во многом обязан еврейской кухне тем, что сохранил себя до сегодняшнего дня. Еврейская кухня подчиняется строгим законам кашрута

 

Собственно, слово «кошерный» означает на иврите «пригодный», «подходящий». Сделать пищу ритуально чистой, то есть подходящей для истинного иудея, - вот цель всех, кто имеет то или иное отношение к кошерному питанию: производителя продуктов и торговца, повара и домохозяйки, наконец, участников любой трапезы. Законы кашрута многочисленны и разнообразны, но у них один источник – священные для евреев свитки Торы. Согласно Торе, в «допотопные» времена люди и все животные питались только плодами земли, и лишь после всемирного потопа Б-г разрешил спасшемуся Ноаху и его потомкам есть мясо, однако людям запрещено было употреблять в пищу кровь животных. 

 

Остальные известные сегодня законы кошерного питания вступили в силу гораздо позднее. Так праотец Авраам, угощая троих Б-жественных странников, предсказавших рождение его сына Ицхака, «взял масла, и молока, и тельца, которого приготовил, и поставил перед ними» (Брейшит,18:8). Такая комбинация блюд немыслима с точки зрения более поздних правил, запрещающих смешивать мясное и молочное: «Не вари козленка в молоке матери его» (Шмот, 23:19). 

 

Полный свод этих правил евреи получили, когда Б-г даровал им Тору на горе Синай, и из кочующего по пустыне племени они превратились в народ, подчиняющийся закону. В Торе мы находим подробнейшие указания о том, как надо собирать урожай и вести прочие сельскохозяйственные работы, какие виды млекопитающих и рыб годятся в пищу и какие именно части туши животного разрешено есть, каким образом следует забивать скот и готовить мясо, какие сочетания продуктов запрещены и многое другое. 

 

Законам питания придается не меньше значения, чем важнейшим моральным заповедям и правовым установлениям, и это не удивительно: ведь согласно еврейской религиозной философии, то, что происходит с нашим телом, определяет состояние души. Поэтому правильное питание открывает путь к духовному просветлению и мудрости, неправильное же – оскверняет душу и наносит ей непоправимый вред, образно говоря, «закупоривает сердце». 

 

Характерно, что толкователи еврейских законов обычно не приветствуют объяснение правил кашрута с позиций рационального питания. Они подчеркивают, что соблюдение этих установлений относится не к сфере диетологии или гигиены, но к сфере морали. Для верующего еврея следование законам кашрута – это не просто постоянное подчинение неким сложным правилам, но всеобъемлющий образ жизни. 

 

 

Пусть производство продуктов становится сложнее и дороже, пусть умножаются кухонные хлопоты – все это не в тягость, а в радость тому, кто, соблюдая данные Торой заповеди, освящает, возвышает и облагораживает самую прозаическую повседневную деятельность. Настоящая еврейская хозяйка подобна бдительному стражу, охраняющему домашнюю цитадель от нечистой (трефной) пищи. Первая ее забота – приобрести кошерные продукты у вызывающего доверие поставщика. 

 

Все руководства для соблюдающих кашрут хозяек призывают их придирчиво наводить справки о надежности мясника или молочника, покупать продукты только с отметкой о кошерности и внимательно читать сведения об их составе на упаковках, неустанно интересоваться, действительно ли продукты производятся под наблюдением машгиаха - сведущего и богобоязненного человека. Но как бы ни были безупречны продукты, их невозможно правильно приготовить в некошерной кухне. Собственно, в идеале в доме должны параллельно существовать две кухни: одна – для приготовления мясных блюд, другая – для молочных. 

 

Две плиты и два холодильника, две раковины и две посудомоечных машины, два полных набора кухонной утвари и столовой посуды, приборов и полотенец... Обычно комплекты молочной и мясной посуды окрашены в разные цвета, чтобы, упаси Б-же, не перепутать. Конечно, не у всякой хозяйки есть средства для устройства такой образцовой кухни. Часто приходится пользоваться одной плитой и одним холодильником, где коварные мясные и молочные продукты так и норовят соприкоснуться, смешаться и сделать друг друга некошерными. 

 

На этот счет есть множество строгих указаний и хитроумных советов: например, как правильно загрузить холодильник, как не позволить содержимому кастрюль выкипать на плиту, что делать, если вы перепутали посуду и т.д. В сомнительных случаях рекомендуется консультироваться с раввином. Сколько времени прошло между приготовлением мясных и молочных блюд, какова их температура и насколько пряные она на вкус, из какого материала сделана та или иная посуда – все это должна учитывать хозяйка, чтобы не допустить ошибок. 

 

Казалось бы, нейтральные, так называемые паревные продукты, не относящиеся ни к молочным, ни к мясным – рыба, яйца, растительная пища – должны доставлять меньше хлопот, однако это не так. Например, если в яйце замечено кровяное пятнышко, это яйцо становится некошерным и его следует немедленно выкинуть. В зеленых листовых овощах или фруктах могут скрываться мельчайшие червячки или мошки, а Тора запрещает есть насекомых. Их необходимо найти и удалить, поэтому капусту и салат приходится тщательно обследовать лист за листом при ярком свете и неоднократно промывать, вишни и сливы – надрезать до самой косточки, а каждый грибочек и орешек внимательно осматривать. 

 

Опять же забота - в какой посуде готовить чисто паревную еду: ведь от соприкосновения с мясной или молочной посудой нейтральная пища тут же становится соответственно мясной или молочной. Поэтому свое «кухонное расписание» хозяйка должна продумать заранее: какие именно блюда, в какой посуде, в какой последовательности и каким способом она будет готовить. Перед тем как предложить молочное меню, надо прикинуть, достаточно ли времени прошло с того момента, когда подавалась мясная пища: перерыв между мясной и молочной трапезой должен быть не менее шести часов, в то время как между молочной и мясной – всего от получаса до часа. 

Продолжение следует…

 

Автор: Марина Аграновская

 


        

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти
Мессия. Энциклопедия иудаизма