Кашрут – пища для тела и души. Часть II - Ujew

Кашрут – пища для тела и души. Часть II

Кашрут – пища для тела и души. Часть II
Количество просмотров 644 Количество комментариев 0

Первую часть читайте здесь

 

Все эти кухонные проблемы, связанные с соблюдением кашрута, казалось бы, могут привести в отчаяние, но энтузиазм и энергия еврейской хозяйки беспредельны: ведь она не просто готовит пищу, но осуществляет некую высокую миссию, несет ответственность за духовное здоровье семьи, и поэтому все, что она делает, превращается из утомительной и монотонной домашней работы в наполненное святостью действо. 

 

В посвященной кашруту литературе обычная кухня нередко сравнивается с храмом, хозяйка – с его жрицей, накрытый стол – с жертвенником, а процесс еды – с Б-жественным служением. И действительно, даже самая скромная еврейская трапеза, не говоря уж о субботних и праздничных, сопровождается возвышенными обрядами. Если на стол подается хлеб, перед едой совершают ритуальное омовение рук. Над пищей один из сотрапезников произносит благословения, а остальные отвечают «Амен». 

 

Все благословения начинаются со слов «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной», а затем следует указание на конкретную еду: «Вырастивший хлеб из земли», «Сотворивший разные виды пищи», «Сотворивший плод виноградной лозы», «Сотворивший плод дерева», «Сотворивший плод земли» и так далее. Задача произносящего благословения – правильно их выбрать и сказать в нужной последовательности

 

Так, если сказано благословение на вино или виноградный сок («Сотворивший плод виноградной лозы»), то благословения на другие напитки уже не требуются. Благословение на хлеб освобождает от благословений над прочими видами пищи, но произносится только над изделиями из пшеницы, ячменя, ржи, овса или полбы, если вода составляет более половины входящих в состав продукта жидкостей. Причем под жидкостями подразумеваются не только молоко, фруктовый сок или сметана, но и яйца, и расплавленный сахар, и масло. 

 

Таким образом, сладкий сдобный кекс из пшеничной муки или молочная овсяная каша уже не приравниваются к хлебу и требуют благословения «Сотворивший разные виды пищи», а та же овсянка, сваренная на воде, - приравнивается. Следует знать, например, что к плодам земли относятся не только все овощи и зелень, но и дыни, ананасы, арбузы, земляные орехи арахис. 

 

Универсальное благословение «Чьим словом все сотворено» выручает, когда вы намерены без хлеба есть конфеты, молочное, яйца, рыбу, мясо или грибы. Особое благословение произносится, когда вы впервые в этом году пробуете какие-либо сезонные плоды, например, весеннюю черешню. 

 

Но вот трапеза началась. Если за столом собралось несколько мужчин, им надлежит беседовать на возвышенные темы. В трактате «Авот» сотрапезники, не упомянувшие за столом слова Торы, сравниваются с идолопоклонниками-язычниками, а те, кто благочестиво беседовал о Торе, уподобляются «вкусившим от стола Вездесущего». 

 

Заканчивается застолье благодарственными благословениями после еды, которые, опять же, выбираются в зависимости от меню. Если был съеден хотя бы маленький кусочек (примерно 30 граммов) хлеба, перед соответствующим благословением совершают заключительное омовение рук. Итак, весь ход трапезы располагает к тому, чтобы сидящие за столом неустанно вдумывались: что они, собственно, едят, вернее, благоговейно вкушают, и главное, кому они обязаны каждым глотком пищи. 

 

Тот, кто ест, не благословив Создателя, не возблагодарив его за еду, подобен вору (трактат «Брахот», 35а,б). Считается, что многие из известных сегодня благословений возникли две тысячи лет назад, во времена римской оккупации Иудеи, когда у евреев были веские причины ощущать себя покинутыми Б-гом, и в то же время их окружали соблазны мощной цивилизации римлян. 

 

Именно тогда, в начале эпохи рассеяния, законы кашрута стали в полную силу работать на сохранение нации: они наполняли повседневную жизнь еврея постоянным ощущением Божественного присутствия и в то же время ставили невидимые заслоны, ограждающие иудеев от потенциально опасных контактов с иноверцами. 

 

И напротив, на многие века миссия истинного еврея состояла в том, чтоб, куда бы ни занесла его судьба, непременно искать своих, таких же, как и он, «чужаков в чужой стране», дабы просто принять из их рук кусок хлеба. 

 

Автор: Марина Аграновская


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.