Каменец-Подольский впервые упоминается в армянских хрониках 1062 года. С 1374 года это уже значительный город, получивший Магдебургское право. В 1463 Каменец-Подольский провозглашен Королевским городом в составе Польши, начинается строительство крепости, являющейся одной из главных достопримечательностей Украины и сегодня.
Замок в Каменце-Подольском.
А вот евреи, как ни странно, появились достаточно поздно в городе. Городским властям на протяжении долгого времени удавалось выпрашивать у короля запрет на проживание евреев - Каменец был самым важным торгово-экономическим центром региона, а кому хочется делиться доходами? Местные "бизнесмены" прекрасно понимали, что с евреями им в деловых вопросах не тягаться, поэтому решали вопрос глобально. Как говорил Аль Капоне - "Ничего личного, просто бизнес". Известен указ 1447 года, в котором евреям запрещалось останавливаться в Каменце-Подольском на срок, превышающий три дня. По-видимому, этот запрет через некоторое время стал игнорироваться, поскольку в 1598 году король Сигизмунд ІІІ вновь подтверждает трехдневный ценз на пребывание евреев в городе, категорически запретив им селиться и вести торговлю не только в самом Каменце, но и в пригороде.
Во время восстания Хмельницкого вопрос о запрете проживания евреев в городе отошел на второй план. Многие евреи пытались найти убежище в крепости, которая выдержала осаду казаками в 1652 году. Впоследствии король Ян II Казимир отменил ограничения для евреев. И, хотя периодически запрет реанимировали в 1654, 1665, и 1670 годах, евреи продолжали жить в Каменце; городские власти, осознав преимущества еврейского участия в экономике города, закрывали на нарушение глаза.
После захвата Каменца-Подольского войсками Османской империи еврейское население города значительно выросло. Турки покровительствовали еврейской общине, видя в евреях союзников и помощников в управлении захваченными территориями.
При османах каменецкий замок был перестроен в том виде, в каком мы видим его сейчас. На старых открытках начала 20 века замок упоминается не иначе как "турецкая крепость".
Турецкая крепость, открытки нач. 20 в.
После изгнания турок и возвращения города Польше местные жители припомнили евреям непрошенную лояльность к ним заморских завоевателей. Муниципальные власти ходатайствовали перед королем об очередном изгнании евреев. После того, как к делу подключилась католическая церковь, король Август III в 1750 году пошел навстречу просьбам трудящихся. Евреев прогнали, всю их собственность передали в городское управление, а синагога была разрушена. Однако, цели своей - добиться комфортной монополии на торговлю - местные дельцы не достигли. Из Каменца-то евреев изгнали, а вот о пригородах речь не шла. Изгнанники заселялись в близлежащие местечки и села, бывшие частновладельческими имениями. Их хозяева, знатные и не очень польские дворяне, имели свою точку зрения на методы экономического развития собственных территорий, и евреям в ней место очень даже предусматривалось. Такая стратегия принесла плоды довольно быстро - евреи развернули бурную торговую деятельность, и большая часть жителей Каменца-Подольского стала предпринимать походы на базары за пределы городской черты. Многочисленные жалобы каменецких купцов и владельцев лавок, которых такой вариант развития событий категорически не устраивал, остались без ответа - король не был намерен портить отношения со шляхтой из-за еврейского вопроса...
В 1757 году в Каменец-Подольском состоялся публичный диспут между последователями Якова Франка и ортодоксальными раввинами. Франкисты заявляли, что Мессия больше никогда не придет, Иерусалим не будет отстроен, а Талмуд - книга, оскорбляющая христианство. Сами же они объявляли себя приверженцами книги Зоар, утверждая, что она по духу близка к христианскому учению. Несмотря на попытки раввинов дипломатично опровергнуть эти тезисы, победитель диспута был очевиден - главный судья, каменецкий епископ Николай Дембовский, открыто симпатизировал Франку и его компании. Назначив победителями франкистов, Дембовский распорядился изъять все экземпляры Талмуда из синагог и иешив, и публично сжечь их на рыночной площади Каменец-Подольского. На еврейскую общину был наложен штраф в размере 152 венгерских червонцев, который евреи вынуждены были заплатить в пользу одной из каменецких церквей.
Иллюстрация из книги "Сейфер Шимуш", Амстердам, 1758 год. Епископ Дембовский устраивает по поводу победы в диспуте своих протеже затяжной запой на 3 дня и 3 ночи.
Талмуд еще продолжали конфисковывать некоторое время, но тут с любителем франкистов Дембовским случилась небольшая неприятность - он неожиданно умер. Это произвело сильное впечатление на всех участников конфронтации, и гонения прекратились. Напротив, начались гонения на самих франкистов, как со стороны евреев, так и со стороны поляков. Преемник Дембовского на всякий пожарный случай даже отказался принять у себя добивавшуюся аудиенции делегацию сектантов. Яков Франк был вынужден бежать в Турцию, где вскоре принял ислам. Видимо, от большой любви к христианству. Впрочем, он еще в будущем станет и католиком, но к Каменцу-Подольскому это уже отношения иметь не будет...
После того, как по второму разделу Польши Каменец-Подольский отошел к России, царь Павел I в 1797 году подтвердил право евреев проживать в городе. Но у местных жителей была старая добрая традиция. В 1832 году они обратились к царскому правительству с просьбой снова изгнать евреев из города, в качестве аргумента ссылаясь на подписанные еще Сигизмундом бумаги. Вполне логично, что гордость не позволила царствовавшему в то время Николаю І повторить действия далекого предшественника-конкурента, но все же, под давлением окружения, он ограничил право евреев на строительство в городе новых домов. В 1859 году это ограничение было упразднено.
Дома на торговой площади Каменец-Подольского.
В 1814 г. в каменецком замке содержался "украинский Робин Гуд" Устим Кармалюк, единственный из многочисленных повстанческих лидеров за всю историю Украины, которого поддерживали евреи, и даже принимали участие в его операциях (мы здесь не учитываем Еврейский курень УГА и армию Нестора Махно, там ситуация все же несколько иная была). После убийства Кармалюка и проведенного расследования был наложен большой штраф на еврейскую общину города Деражня - за содействие "разбойнику". Устима Кармалюка можно смело заносить в книгу рекордов Гинесса, в раздел "количество побегов из тюрем". Но "еврейское счастье" подельников, видать, перекинулось и на него - после каждого побега Устима вновь ловили. Сбежал Кармалюк и из Каменца, правда, в тот раз неудачно - был ранен и вскоре водворен обратно.
Восковая скульптура Кармалюка в подвале каменецкого замка. Наверное, ее еще тюремщики слепили, когда Кармалюк сбежал отсюда - чтоб от начальства не влетело Мол, если что - вот он сидит, ничего не знаем...
В 1857 году в Каменец-Подольском уезде было зарегистрировано 67 евреев-купцов 1 и 2 гильдий, и 933 - 3 гильдии. Купцов христиан было, соответственно, 0 и 10.
В 1897 году евреи составляли 40% от общей численности населения Каменец-Подольского. По переписи 1910 года, в городе проживало 22 279 евреев. Действовали 33 синагоги и многочисленные общинные организации.
Во время гражданской войны еврейское население города часто страдало от погромов, устраиваемых различными сторонами. В 1919 году около 200 человек было убито после погрома, учиненного войсками УНР, в 1921 году 16 евреев были расстреляны красноармейцами.
После установления советской власти большинство состоятельных евреев перебралось в соседнюю Польшу. Поначалу еврейские общинные заведения еще продолжали работать, действовали сионистские организации; вскоре большинство синагог было закрыто, а из миквы сделали общественную баню. Численность еврейского населения сильно уменьшилась, но затем несколько выросла за счет притока из соседних штетлов, а позже - беженцев из оккупированной нацистами Польши. В 1939 г. в Каменце-Подольском проживало 13 796 евреев - 38% от общего количества населения города.
Синагога над каньоном реки Смотрич.
11 июля 1941 года Каменец-Подольский был оккупирован нацистами. Сразу же после входа в город немецких и венгерских частей было расстреляно 60 евреев. 5 августа того же года в районе Старого города создано гетто, куда было выселено все еврейское население.
Распоряжение о ношении отличительного знака, 1941 г.
В июле 1941 года венгерские власти депортировали в Каменец-Подольский более 10 000 евреев из Карпатской Руси (современная Закарпатская область, на тот момент - территория Венгрии). Депортированных разместили в замке, а затем также переселили в гетто. 26-28 августа 1941 года все депортированные и около 10 000 местных евреев были расстреляны.
Расстрелы продолжались на протяжении всего следующего года. В начале ноября 1942 года после убийства оставшихся 4 000 заключенных гетто было окончательно ликвидировано. Около 500 человек сумели сбежать до акции, но большинство из них были пойманы немцами и местными полицаями. Всего в Каменце-Подольском за время оккупации было убито около 30 000 евреев - 12 000 местных и 18 000 депортированных из Венгрии, Чехословакии и Румунии.
Памятник на месте убийства 23 600 евреев.
Огромная братская могила - чудесное место для романтического свидания.
После войны часть евреев вернулась в город; большинство из них вскоре выехали в Израиль и другие страны. Сейчас в городе существует небольшая еврейская община.
В бывшей синагоге устроили ресторан.
Рядом с Каменец-Подольским есть одно интереснейшее село под названием Китайгород. Сейчас мало что напоминает о том, что Китайгород был классическим штетлом. Но примечателен он не только этим.
Вообще, само название - Китайгород - довольно распространенное. Так называли многие укрепления, и происходит слово, вероятно, от тюркского "китай" - стена. В 1638 году Станислав Потоцкий закончил здесь строительство замка, начатое еще его отцом. В Китайгороде родилась Елена Глинская - мать веселого товарища Иоанна Грозного. Кстати, именно при ней в Москве появился укрепрайон под названием... да-да, именно Китайгород.
Но некоторые энтузиасты связывают экс-штетл не с какими-то там тюрками или Потоцкими, а с великой Поднебесной империей, ни больше ни меньше.
Указатель в Китайгороде, естественно, на китайском, как положено.
С китайцами, правда, возникла та же проблема, что и с евреями - ни одного найти не удалось. От евреев хотя бы кладбище осталось. Даже целых два.
"Новое" еврейское кладбище.
"Старое" еврейское кладбище.
Еврейская община в Китайгороде известна еще с первой половины 17 века. В 1662 году в Китайгороде проживало 2 еврея, а в 1681 в местечке уже числилось 27 домовладений, принадлежавших евреям.
В 1887 году в Китайгороде проживали 1 144 еврея, что составляло более половины (52%) всего населения местечка. Действовали 2 синагоги.
Улица Китайгорода. Фото П.Жолтовского, 1930 г.
В 1914 году в Китайгороде были уже 3 синагоги. Евреям принадлежало 6 лавок, в том числе все 3 мануфактурные, единственные бакалейная и галантерейная.
В июне 1919 года в Китайгороде устроили погром солдаты Директории, во время которого было убито около 80 евреев.
В 1923 году в местечке проживал 1381 еврей. В 1925 выходцы из Китайгорода организовали в Херсонском округе еврейский земледельческий коллектив "Найе Лебн", объединивший 38 человек; кроме них в Китайгороде было зарегистрировано еще 13 семей (70 человек), изъявивших желание переселиться в сельскохозяйственные колонии юго-востока Украины.
В июле 1941 года местечко оккупировано немецкими войсками. В 1942 году все евреи Китайгорода были депортированы в Каменец-Подольский и там расстреляны.
Синагога в Китайгороде. Фото П.Жолтовского, 1930 г.
В Китайгороде расположен всемирно известный геологический объект - т.н. Китайгородское обнажение. Уникальность его в том, что только здесь можно увидеть полный срез силурийских обнажений. Наверное, это кому-то интересно)
Китайгородское обнажение.
Ну а вообще это село на берегу притока Днестра - одно из самых красивых и живописных в Украине. И пока его еще не успели загадить туристы, спешите увидеть эту красоту. Вы не будете разочарованы.
Панорама реки Тернава.