Как работают вместе Тора и наука, или зачем известным ученым религия? - Ujew

Как работают вместе Тора и наука, или зачем известным ученым религия?

Как работают вместе Тора и наука, или зачем известным ученым религия?
Количество просмотров 622 Количество комментариев 0

Профессор Шломо Гендельман получил в этом году номинацию "Человек года” на 9 канале за вклад в израильскую науку. Сделавший алию из Москвы тринадцать лет назад выдающийся ученый и профессор Техниона является специалистом в области теоретической физики и механики. В частности, ему принадлежит разработка метода, способного эффективно гасить колебания в важнейших инженерных структурах: мостах, крыльях самолетов, высотных зданиях в сейсмоопасных зонах и в емкостях для опасных жидкостей. Так же, он лауреат премий Американского физического общества, Британского института инженеров и Армии обороны Израиля.

 

При этом Шломо Гендельман ортодоксальный иудей, религиозный сионист, который не только постоянно изучает Тору но и преподает ее. Живет со своей семьей в религиозном квартале Хайфы.

 

Как же совмещаются высокие достижения в науке с религиозной ортодоксальностью, и зачем учёному нужна религия? Об этом Шломо Гендельман говорит так: «Роль религии сегодня, как и всегда – понимание и ощущение смысла жизни. Это она мне и дает. И это, собственно, является главной ее сегодня задачей. Чуть ли не единственной. Я считаю, что Тора истинна, а лучшее подтверждение этого – еврейская история. Можно сказать, что Тора (если она, не дай Бог, нуждается в подтверждении), проверяется отчасти тем, что ее применение к реальности дает позитивный результат. Конечно, это не является объективным доказательством, поэтому истинность Торы – в любом случае, предмет веры. Вера и означает, что научного доказательства в этой области не существует – ни у меня, ни у кого другого. Бога нельзя схватить за руку, нельзя ни доказать, ни опровергнуть истинность Торы, и то, и другое является нашим выбором. Но я выбрал верить в ее истинность, и я полагаю такой выбор правильным.

 

Связь между религией, религиозностью и этикой Шломо Гендельман видит в том, что сами корни этики находятся в религии. Конечно, этика настолько пропитала, к счастью, человеческое сообщество, что вопрос о корнях кажется уже не таким важным. Но и сегодня от человека в кипе автоматически ожидают более морального, более совершенного этического поведения, чем от человека без кипы. И причина проста: если уж человек внешне выглядит, как соблюдающий еврей, то это должно как-то отражаться в его внутреннем мире и в его поведении по отношению к окружающим. Не дай Бог, чтобы от нас перестали этого ожидать. Не приведи Господь, если вдруг народ действительно забудет о том, что люди в кипе должны вести себя лучше. Вместе с тем, религия не гарантирует этического поведения. То, что человек идентифицирует себя с религией, носит кипу, это вовсе не гарантия, что он будет вести себя как приличный человек. Стопроцентной гарантии никто не даст. При всем этом, хотя у меня нет статистической информации, но я вижу вокруг себя, что люди, которые таки молятся три раза в день, в среднем ведут себя лучше, меньше воруют, меньше убивают, меньше совершают подлостей. Это меньше, чем хотелось бы, но все-таки уже кое-что.

 

Но зачем же наука религиозному человеку? По словам Шломо Гендельмана: «Наука – это практическое исполнение заповеди, данной всему человечеству на 6-й день творения: управлять этим миром. При этом нет у нас задачи согласовать начальные главы сотворения мира с физикой. Из книги Берешит мы должны вынести урок, как нам жить, а не урок, как Бог творил мир. Задача человека – самому разобраться, с Божьей помощью, в том, как устроен и функционирует материальный мир. На то ему даны соответствующие способности. Все научные вопросы нам положено решать самим. В Торе нет ответов на задачи из математического задачника.

 

Свою точку зрения Гендельман имеет и на религиозное значение государства Израиль. Об этом он говорит так:

– Мой учитель, кстати, вполне харедимный, рав Давид Вайс, говорил про государство, что это улыбка Бога. Воссоздание государства – это уникальный шанс перевести еврейский народ на совершенно новый уровень развития. Это начало мессианского процесса. Себя я самоопределяю как религиозного сиониста. И я разделяю точку зрения Виленского Гаона насчет того, что в галуте народ был просто мёртв. Сейчас, с Божьей помощью, начинает оживать, но это очень непростое дело – ожить после двухтысячелетней смерти.

 

Автор: Пинхас Полонский для 9-го канала

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.