Как краситься, чтобы было цниютно? - Ujew

Как краситься, чтобы было цниютно?

Как краситься, чтобы было цниютно?
Количество просмотров 689 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

Замерли звуки музыки, только потрескивают фитили свечей. Все замолкли и слушают, как под свадебным балдахином жених говорит своей невесте: «Вот, ты посвящаешься мне согласно закону Моше и Израиля…». В глазах – слёзы, счастье и надежда. Трогательно и возвышенно. Но знает ли невеста, что такое «закон Моше и Израиля»?

 

Часть законов, касающихся достойного поведения, изложена в Торе и поэтому называется «закон Моше» (дат Моше). Есть также обычаи еврейских женщин, приравненные по значимости к законам Торы, которые называются общим словом «закон Израиля» или «еврейский закон» (дат йеудит). Наши мудрецы разъясняют, что есть определённые виды поведения, которые несовместимы со строительством еврейского дома. Если, предположим, женщина время от времени нарушает какие-то заповеди (например, не знает законов Шаббата и праздников), она, несмотря на это, может быть хорошей женой. Но есть такие случаи, когда муж даже имеет право с ней развестись, не выплачивая положенной компенсации, поскольку она перестаёт быть подходящим спутником жизни.

 

К таким случаям относится поведение и внешний облик, призванные привлечь к женщине определённого рода внимание со стороны посторонних мужчин. Наши мудрецы приводят примеры того, что является нарушением дат йеудит. Один из примеров – «прядёт красную пряжу рядом с лицом». Что имеется в виду? Во время прядения частички красной пряжи попадают на лицо, тем самым окрашивая его в неестественный розовый или красный цвет. Понятно, такое лицо не останется незамеченным.

 

Насколько это актуально для нашего времени? Прялку большинство из нас видели только в музее или на иллюстрациях к детским сказкам. Если так, то какова опасность оказаться в данной категории?

 

Дело в том, что нам вовсе не нужно искать красную пряжу, чтобы достичь подобного эффекта. Есть гораздо более удобный и распространённый метод – употребление декоративной косметики. Зачем возиться с какой-то шерстью и колоть пальцы веретеном, если можно спокойно наложить румяна, тени, помаду, тушь и пойти поражать окружающий мир нашей новоприобретённой красотой?

 

Злоупотребление косметикой в общественных местах приводит не только к разрушению семейного очага, но и к ещё более серьёзным разрушениям. В предыдущей статье мы начали говорить о пророчестве Йешаяу. Когда пророк описывает недостойное поведение, приведшее к разрушению Храма, среди прочего перечисляется, что женщины были «месакрот эйнаим». Объясняет Раши: под этим имеется в виду, что женщины красили глаза в красный и синий цвет[i].

 

 

Более того, с нанесением краски на лицо связано не только разрушение Храма, но и разрушение всего мира. Как именно? Мудрец рабби Йонатан бен Узиэль в своём переводе Торы говорит: уничтожение мира во время Потопа стало следствием того, что женщины раскрашивали свои лица, отчего люди грешили, и поэтому стало необходимым такой мир разрушить.

 

Как и во всех других сферах, надо знать, где проходит граница между разрешённым и запрещённым. В принципе, если кто-то, не про нас будет сказано, весь покрылся прыщами, шрамами и стал бледно-зелёного цвета, то можно это замаскировать при помощи косметических средств. Именно замаскировать, придав облику естественный вид. Если же присутствие косметики бросается в глаза, то возникают проблемы. Речь идёт не только о боевой раскраске в стиле «вамп» или толстом слое штукатурки с нарисованными поверх неё кукольными чертами лица. Проблемы могут возникнуть, когда при взгляде на нас будет сразу ясно: «вот идёт накрашенная женщина». Основная цель макияжа – подчеркнуть и выделить, поэтому в этом вопросе требуется особая осторожность[ii].

 

Спрашивается, если всё так строго, то для чего вообще существует косметика и макияж? Нет в мире лишних вещей, всё служит какой-то цели. Что ж, это только для прыщавых и угреватых?

 

Нет, это для всех желающих. Обратимся за разъяснением к источникам. Когда евреи приносили пожертования на строительство Переносного Храма, про какой дар сам Вс-шний сказал Моше, что он Ему наиболее дорог? Не про золото и не про серебро, не про драгоценные камни и не про роскошные ткани. А про медные зеркала, которые были принесены в дар еврейскими женщинами. Будучи в оковах египетского рабства, женщины, готовясь к встрече с возращающимся домой мужем, украшались и смотрелись в эти зеркала. Это способствовало сохранению семейной гармонии в каждой отдельной семье и выживанию еврейского народа в целом. Получается, желание женщин украситься для мужа было столь важно для Вс-шнего, что сами зеркала эти стали желанным даром.

 

Вс-шний привёл сотворённую Хаву к Адаму, предварительно украсив её различными украшениями. Творец знает наши потребности – как женские, так и мужские. Украшения и косметика даны нам, женщинам, для выполнения нашей задачи, а не для нарушения Воли Вс-шнего.

 

Мы живём в перевёрнутом мире, в котором люди украшаются перед выходом из дома, чтобы произвести впечатление на окружающих. А у себя дома этим зачастую пренебрегают. Кто и зачем перевернул мир и привил нам такие понятия – вопрос интересный. Но даже если у нас и нет ответа на этот вопрос, свободы выбора у нас никто не отнимет: будучи евреями, мы всегда можем начать питаться мудростью Торы вместо сомнительных отбросов чуждого мировоззрения.

 

Продолжение следует…

Автор: Хая Ривкин, г. Брахфельд, Израиль

Еженедельные аудиоуроки автора на русском языке на тему скромной одежды и поведения можно найти и скачать здесь

 


 

[i] Есть и другие объяснения: например, что женщины подмигивали мужчинам, подавая им знаки.

[ii] Поскольку различия между разрешённым и запрещённым зачастую очень тонкие, многие женщины полностью воздерживаются от макияжа, когда они находятся вне дома.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.