1. Материальные нужды. Основой заповеди давать цдаку является обеспечение таких материальных нужд бедняка, как еда, одежда и жилье, а не нужд духовных - таких, как тфиллин и цицит (ведь от этих заповедей тело не получает удовольствие). Понятно, что купить бедняку тфиллин и другие предметы, необходимые для исполнения заповедей, является великим делом, и человек, совершивший его, получит награду от Вс-шнего, но тем не менее такая помощь не считается исполнением заповеди цдаки. Есть, однако, мудрецы, которые с этим не согласны. Они считают, что жертвование бедняку денег на исполнение заповеди (той, которая является необходимостью для его души), также считается исполнением заповеди цдаки. Если же есть бедняки, нуждающиеся в пропитании, необходимо помочь сначала им. Но, согласно всем точкам зрения, существует обязанность обеспечить бедняка вином для исполнения заповеди выпить 4 бокала вина во время Пасхального Седера и свечами, чтобы исполнить заповеди зажигания шабатних и ханукальных свечей (ведь от этих заповедей получает удовольствие также и тело).
2. Количество бедняков. Стоит поделить деньги, которые человек хочет дать на цдаку, между несколькими бедняками, а не давать все деньги одному человеку (хотя, естественно, это зависит от суммы пожертвования). Но если речь идет о бедняках-родственниках, например, о родителях, человек может дать им все деньги, отделенные на цдаку и на маасер (десятина).
3. За несколько раз. Желательно дать деньги, предназначенные на цдаку, не за один раз, а за несколько. Это значит, что при исполнении заповеди цдаки важна не только сумма, которую жертвуют, но и количество раз, когда дают пожертвование. Естественно, речь не идет о длительном «растягивании» во времени – на несколько недель или месяцев (ведь очень важно передать беднякам деньги как можно быстрее), а о разнице в несколько часов или дней.
4. Форма пожертвования. Великий еврейский мудрец Бен Иш Хай рекомендовал разделить деньги, которые человек хочет дать на пожертвование, на две части и дать их одну вслед за другой. Сначала дается две трети денег, выделенных на пожертвование, и сразу же после этого дается оставшаяся треть денег. Например, если человек хочет дать три монеты на цдаку, то сначала пусть он даст две монеты, а сразу же после этого - еще одну.
5. Стоя. Великий еврейский мудрец Бен Иш Хай также писал: «Необходимо давать цдаку стоя, и в этом обычае заключена тайна: так делают для того, чтобы поднять «падающий шатер Давида».
6. Согласно его привычке. Заповедью является помочь бедняку, обеспечив все его нужды, - «чтобы у него ни в чем не было недостатка». У каждого человека нужды соответствуют его привычкам. Поэтому, если человек, получающий цдаку, ранее был богат и привык к роскошной жизни, но обеднел и очень опечален своим нынешним положением, исполнением заповеди является обеспечить его всем, к чему он привык. Конечно же, следует помнить правило, о котором писал великий еврейский законоучитель РаМБаМ: «Заповедью является восполнить то, чего ему не хватает, и нет заповеди снова сделать его богачом».
7. Расходы на организацию свадьбы. Дать цдаку бедным жениху и невесте на свадьбу считается наилучшим исполнением заповеди о цдаке. Жениху же и невесте следует быть очень осторожными, чтобы не делать лишних расходов, обеспечив для организации свадьбы только самое необходимое.
8. Пожертвование денег благотворительной организации. Особенно важной считается цдака, которую дают благотворительным организациям (фондам, социальным программам и т.п.) и учреждениям, занимающимся распространением Торы и ее заповедей (школы и образовательные центры, общины и т.д.). Считается, что дать цдаку такой организации намного важней, чем какому-либо бедному человеку, – ведь эти организации оказывают помощь десяткам и сотням нуждающихся.