Йосеф - Ujew

Йосеф

Йосеф
Количество просмотров 924 Количество комментариев 0

Йосеф (2199—2309 гг. /1561—1451 гг. до н.э./) – одиннадцатый сын нашего праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля.

Он родился в Харане 27 тамуза 2199 года по еврейскому летоисчислению. Йосеф был первым сыном Рахели, любимой жены Яакова. Согласно Талмуду, он появился на свет уже обрезанным. При рождении ребенка Рахель произнесла: «Б-г снял мое унижение», ведь этот сын появился у нее после восьми лет бесплодного супружества. А затем она попросила: «Да прибавит мне Б-г еще сына» — и назвала новорожденного Йосеф.

Йосеф удивительным образом сочетал в себе черты обоих родителей: его лицо было лучезарным, как у отца, а черты лица напоминали изумительную красоту матери.

Когда Йосефу было шесть лет, семья переселилась из Харана в страну Кнаан, на родину Яакова, а после направились в Хеврон.  11 хешвана 2207 года (1554 г. до н.э.), на пути в Хеврон при родах младшего сына Яакова Биньямина умерла Рахель. Ее похоронили у дороги, возле города Бейт-Лехем, и отец поставил над ее могилой памятный камень.

Когда семья достигла Хеврона, восьмилетний Йосеф впервые встретился со своим праведным дедом — Ицхаком, сыном праотца Авраама. Дед и внук быстро сблизились: в течение девяти последующих лет Йосеф ухаживал за Ицхаком и изучал под его руководством основы Б-жественной мудрости.

В то же время Йосеф учился и у отца, который выделял его из всех братьев: хотя Йосеф был младшим среди них, он занимался с ними как учитель, разъясняя законы, услышанные из уст отца. Когда Яаков состарился и ослаб, Йосеф трогательно заботился о нем, и при ходьбе отец обычно опирался на его руку. Этот сын был особенно дорог Яакову еще и потому, что своей красотой напоминал ему горячо любимую Рахель.

Увы, но отношения Йосефа с остальными братьями становились все более напряженными — и в первую очередь из-за этой особой любви отца, так как братья завидовали ему и испытывали чувство ревности. Масла в огонь добавляли сновидения Йосефа, которые тот доверчиво пересказывал отцу и братьям: ему снилось, будто они собирают в поле снопы, и вдруг его сноп становится посередине, а снопы братьев падают перед его снопом ниц. А в другой раз ему приснилось, будто солнце, луна и одиннадцать звезд кланяются ему до земли.

Особенное неприятие у старших братьев вызывало то, что Йосеф сообщал отцу обо всех случаях, когда они, как ему казалось, нарушали законы Б-га. Так, делая поспешные выводы из своих наблюдений, он обвинял братьев в разврате и в употреблении в пищу мяса, отсеченного от живого животного. Неверно истолковывая увиденное, Йосеф жаловался отцу, что старшие братья, сыновья Леи, с презрением, будто к своим рабам, относятся к сыновьям служанок — Билы и Зилпы.

Между ним и братьями постоянно возникали ссоры, и когда он здоровался с кем-нибудь из них, ему не отвечали.

В конечном итоге, в 2216 году (1544 г. до н.э.), когда Йосеф пошел проведать братьев, которые слишком задержались, пася стада, два его брата, Шимон и Леви, набросились на него, сорвали с него длинную полосатую рубашку, подаренную отцом, и Шимон столкнул Йосефа в глубокую яму.

Вначале братья хотели даже убить Йосефа, однако Реувен, старший сын Яакова, убедил их этого не делать. И Йосеф был продан в рабство купцам из мидьяна. Но до Египта он добрался далеко не сразу. Юношу перепродавали четыре раза, пока, в конечном итоге, он не оказался в Египте и не был продан сановнику фараона Потифару.

 

Йосеф провел у Потифара двенадцать месяцев, работая на его полях и в его доме. Любая порученная работа ему удавалась, и изо дня в день он благодарил Вс-шнего за поддержку и помощь. Через некоторое время Йосеф настолько завоевал расположение хозяина, что стал его ближайшим помощником, а затем и управляющим всем его хозяйством, – и в заслугу Йосефа все имущество Потифара было осенено благословением Б-га. Даже во время рабства Йосеф не переставал соблюдать заповеди Торы и Шабат, взнося молитвы и благодарности Вс-шнему.

Однажды на Йосефа «положила глаз» жена Потифара по имени Зелиха. Изо дня в день она пыталась соблазнить его своими речами и красотой: трижды в день она переменяла наряды, чтобы привлечь к себе его взгляд. Подкупом, соблазнами и даже угрозами – любыми средствами Зелиха пыталась заманить Йосефа в свою спальню. Но тот был непреклонен.

В праздник, посвященный разливу Нила, который как раз приходился на субботу, все обитатели дома Потифара ушли в город, а Йосеф остался наедине с Зелихой. Та попыталась завести юношу в свою спальню и овладеть им силой, но тот не поддался, а в руках у жены Потифара осталась только его одежда. Женщина постыдилась своего поступка и решила обвинить Йосефа в том, что он силой взял ее. И едва вернулся домой Потифар, она выбежала к нему, причитая: «Раб-еврей, которого ты нам привел, пришел насмехаться надо мной! Но когда я закричала и позвала на помощь, он убежал, оставив у меня свою одежду!»

Потифар, помня о всем хорошем, что принес в его дом Йосеф, перед тем, как казнить Йосефа, обратился к жрецам, и те доказали, что Йосеф не был виновен. К тому де, Аснат, приемная дочь Потифара, тоже была в то время и доме и стала свидетельницей происходящего. Потифар не смог замять скандал, и Йосеф был заключен в темницу.

История с женой Потифара стала еще одним наказанием Йосефу за его клевету на братьев: он обвинял их в том, что они засматриваются на кнаанок, а Вс-шний сделал так, что жена Потифара «положила глаз на Йосефа.

Йосеф провел в заточении двенадцать лет — с 2217 (1543 г. до н.э.), когда ему было восемнадцать лет, до 2229 года (1532 г. до н.э.), когда ему исполнилось тридцать. Постепенно он завоевал доверие смотрителя темницы, который передал под его управление всех заключенных, — и со временем Йосеф распоряжался в темнице точно так же, как до этого в доме Потифара.

На десятый год его заключения в темницу были брошены виночерпий и пекарь фараона, перед которым они провинились. Однажды Йосеф истолковал сны, приснившиеся этим двум сановникам в одну и ту же ночь: он предсказал, что через три дня фараон казнит пекаря и освободит виночерпия. И он попросил виночерпия замолвить за него слово перед фараоном.

Только через два года виночерпий вспомнил о своем обещании. В Рош а-Шана — первый день нового, 2229 года, Йосефа внезапно вызволили из ямы, постригли, переодели и спешно доставили во дворец к фараону. Владыка Египта рассказал Йосефу, что ему приснился сон, который никто не смог разгадать. А поскольку фараон услышал от своего виночерпия, что Йосеф обладает удивительной способностью точно толковать сны, он обратился за разгадкой к нему. Выслушав содержание сна, Йосеф объяснил, что в этом сновидении Б-г открыл фараону будущее: вскоре начнутся семь лет изобилия, а затем семь лет страшного голода, который опустошит страну. И поэтому Йосеф посоветовал фараону поставить над Египтом прозорливого и мудрого визиря, который будет в годы изобилия собирать урожай по всей стране в хранилища фараона, а в годы голода — кормить народ из этих запасов. И тогда страна не обезлюдеет и не погибнет.

Фараон был настолько поражен осведомленность и мудростью Йосефа, что назначил того своим советником, фактически управляющим над землей Египта. Фараон повелел, чтобы новому правителю Египта отдали в жены Аснат, дочь его прежнего хозяина Потифара. Аснат была приемной дочерью Потифара. Ее настоящей матерью была дочь Яакова — Дина, которая родила от надругавшегося над ней принца Шхема. Позднее девочка попала в Египет, но у нее на шее остался медальон со святым Именем Б-га, написанным рукой Яакова. Этот медальон оберегал ее от опасностей.

С первых лет правления Йосефа урожаи были столь изобильными, что со всей страны стекались огромное запасы зерна в созданные им государственные хранилища. Но через семь завершились годы изобилия, и, как предсказывал Йосеф, начались годы засухи. Люди пришли к Йосефу за едой, а тот в обмен на зерно потребовал от жителей Египта сделать обрезание. Тем ничего другого не оставалось, как согласиться.

Через два года Яаков, который все это время горевал по своему любимому сыну, послал братьев в Египет за зерном. Йосеф, узнав о том, что его браться пришли в страну, приказал привести их к себе. Никто из них не узнал его.

Йосеф подверг своих братьев испытаниям, заставив тех раскаяться в содеянном. Но, в конечном итоге, он открылся им. 15 нисана 2238 года (1522 г. до н.э.), Йосеф встретил караван своего отца в земле Гошен, на северо-восточном рубеже Египта. Приблизившись к отцу, Йосеф соскочил со своей колесницы, поклонился до земли, бросился к нему на грудь и долго плакал, обнимая его. Так начал осуществляться план Всевышнего, по которому народ Израиля должен был сформироваться в египетском изгнании и рабстве.

В 2255 году (1505 г. до н.э.) Яааков умирает. Йосеф выполнит свое обещание и перенесет его тело в пещеру Махпела, похоронив его рядом с его отцом и дедом.

Перед смертью Яаков благословил внуков, детей Йосефа и Аснат, Эфраима и Менаше.

В последние минуты жизни Яаков подозвал к себе всех сыновей: напутствуя их, он лишил Реувена права первородства и передал двойную долю первенца Йосефу.

В 2270 году (1490 г. до н.э.) умер правящий в Египте фараон, завещав своему наследнику Мигрону слушаться во всем Йосефа как отца. С этого времени семидесятилетний Йосеф становится полновластным повелителем страны. Египтяне почитали его мудрость и относились к нему с любовью. В этот период Йосеф подчинил Египту филистимлян, обитающих на побережье Средиземного моря, а также народы Кнаана, Финикии и Сирии, и все эти страны от границы Египта до реки Евфрат ежегодно платили ему дань.

В общей сложности Йосеф правил Египтом около восьмидесяти лет: сорок лет в качестве верховного визиря при фараоне и сорок лет — единолично.

В 2309 году /1451 г. до н.э./, почувствовав приближение смерти, Йосеф собрал братьев и сказал им: «Вот, я умираю, но Б-г вспомнит о вас и выведет из этой страны в землю, о которой Он поклялся Аврааму, Ицхаку и Яакову». Таким образом, дух пророчества пребывал на Йосефе с юности и до глубокой старости. Он попросил, чтобы потомки похоронили его около Шхема.

Йосеф умер в субботу, после полудня. Ему было 110 лет, и он скончался первым из братьев — хотя и был младше всех, за исключением Биньямина.

Таким образом, Йосеф во многом повторил жизнь своего отца — от рождения до погребения. Яаков родился у матери, которая прежде была бесплодной, и Йосеф родился у матери, которая прежде была бесплодной. Яаков родился обрезанным, и Йосеф родился обрезанным. Яакова ненавидел его брат Эсав, и Йосефа ненавидели его братья. Яаков создал свою семью вне святой земли, и Йосеф создал семью вне святой земли. Яаков был благословен богатством, и Йосеф был благословен богатством. Яаков умер в Египте, и Йосеф умер в Египте. Тело Яакова было набальзамировано, и тело Йосефа было набальзамировано. Останки Яакова были перенесены в Святую Землю и погребены там, и останки Йосефа были перенесены в Святую Землю и погребены там.

Через год после смерти Йосефа из Египта бежал его пленник — внук Эсава, Цефо. Впоследствии он стал первым царем над народом китим, населявшим Рим, а в конце своих дней — правителем всей Италии, основав государство, которое в будущем разрушит иерусалимский Храм и изгонит сынов Израиля из святой земли.

После смерти Йосефа сыны Израиля были лишены своего особого статуса «гостей фараона» и обложены данью, как и остальные жители Египта, а затем египтяне начали притеснять евреев.

Потомки Йосефа составили два колена, получившие два надела в Земле Израиля. А, следовательно, Йосеф занял в истории народа Израиля промежуточное положение между праотцами и основателями колен.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.