Изменение назначений денег цдаки - Ujew

Изменение назначений денег цдаки

Изменение назначений денег цдаки
Количество просмотров 641 Количество комментариев 0

1. Изменение. «Не меняют назначения денег цдаки», если деньги были пожертвованы на определенный вид цдаки, и габаю запрещено направлять ее на реализацию другой цели, какой бы важной и святой она не была. У этого запрета есть 2 причины:

1) Запрет вводить в заблуждение людей, пожертвовавших деньги на цдаку;

2) Запрет воровства денег у того человека, который должен был бы их получить. Когда габай принял пожертвование для передачи бедняку, то оно как будто уже стало ему принадлежать.

 

2. Жертвующий изменил цель. Даже если сам человек, дающий пожертвование, изменил назначение пожертвованных денег на какую-либо другую цель, запрещено изменять назначение денег, так как в тот момент, когда пожертвование было передано распределителю цдаки, оно уже стало посвящено бедняку или какому-либо благотворительному учреждению. Изменение назначения пожертвованных денег и их передача на другие цели будет считаться кражей у того бедняка или учреждения, которым изначально эти пожертвования были освящены, и положение не исправит даже то, что человек, пожертвовавший деньги, проведет обряд аннулирования обетов.

 

3. Когда пожертвование еще до сих пор у него. Если деньги нее еще находятся в руках у человека, который собирается их пожертвовать, то некоторые мудрецы разрешают изменить их назначение - ведь в этом случае изменение назначения не является воровством денег у того, кто их должен был бы получить. Если пожертвовавший совершил обряд отречения от обетов, то, согласно всем мнениям, он может изменить назначение денег.

 

4. Деньги на цдаку. Вышесказанное относится к деньгам, которые были пожертвованы для определенной цели, бедному человеку или определенному учреждению. Если же деньги были пожертвованы на цдаку без определенного назначения и после того, как были получены, распределитель цдаки предназначил их для определенной цели, то ее можно изменить.

 

5. Сбор денег для определенного бедняка. Известно, что при сборе денег, производимом для определенной цели, запрещено изменять назначение собранных денег. Это действительно, даже если люди, давшие цдаку, не знали цель, ради которой эти деньги собирались.

 

6. Остаток денег. Если сбор денег был организован для покрытия долгов определенного бедняка или на его лечение, то деньги, оставшиеся неистраченными, также необходимо отдать этому бедняку. Так следует поступить потому, что они стали посвящены ему с того момента, как были переданы в руки габаю - представителю бедняка. Если же бедняк умер, эти деньги должны быть переданы его наследникам.

 

7. Распределитель цдаки узнает. Если уже во время сбора денег габай узнает, что их достаточно для реализации цели сбора, то последующие пожертвования должны быть либо возвращены жертвующим, либо, с их согласия, должны быть переданы для подобной цели другому нуждающемуся. Причина того, что дополнительные пожертвования можно передать другому бедняку заключается в том, что в момент получения этих пожертвований габай уже знает, что для первого бедняка денег достаточно.

 

8. Не исполнили заповедь. В предыдущих пунктах речь шла о том, что после исполнения заповеди, ради которой и был организован сбор средств, остались неистраченные деньги. Но если заповедь вообще не была исполнена (если бедняк выздоровел или умер), то необходимо вернуть деньги людям, которые их пожертвовали. Если же сделать это затруднительно или невозможно (например, если деньги опускались в копилку для цдаки), то они должны быть переданы беднякам для той же цели, ради которой собирались.

 

 

9. Определенная цель. Если сбор денег был организован для определенной цели, но не для конкретного человека (например, деньги собирались для помощи всем беднякам общины), то в этом случае необходимо использовать собранные деньги именно для этой цели и не менять ее, даже если те, кто давали деньги, согласны на изменения). Вместе с тем, если попечители общины видят, что существует какая-то неотложная цель, то они могут принять решение об изменении назначения пожертвованных денег.

 

10. Бедный изменил. Если деньги были пожертвованы для определенных нужд какого-либо бедняка, то он сам может воспользоваться ими и для другой цели (при условии, что эта цель действительно срочная и необходимая, а не является излишеством). Некоторые мудрецы считают, что использование денег для другой цели возможно только в случае, если первоначальная цель, ради которой эти деньги собирались, была достигнута, и если это не произошло, бедняку запрещено ее менять.

 

11. Остались деньги. Если организовали сбор денег на постройку синагоги, и после строительства остались деньги, то их можно использовать для любой цели, касающейся исполнения заповедей. Некоторые мудрецы считают, что деньги можно использовать и для будничной цели, но обязательно - на нужды общины. Если по каким-либо причинам синагога не была построена, то руководители общины должны собрать всех жителей города и во время собрания получить согласие большинства жителей изменить назначение денег на исполнение какой-либо другой заповеди. Если остались деньги от сбора средств на покупку свитка Торы, то эти деньги можно использовать на дела, связанные с Торой и заповедями. Однажды Любавичский Ребе повелел, чтобы на деньги, оставшиеся от покупки свитка Торы, купили святые книги (так как святые книги, по которым люди изучают иудаизм, в наше время выполняют такую же роль, какую раньше выполняли свитки Торы).

 

12. Изменение для будничного пользования. Если человек пожертвовал какую-либо вещь для использования в синагоге, но с течением времени забыли, кто именно ее пожертвовал, то, в этом случае, если вещь больше не нужна синагоге, община может изменить ее назначение и использовать эту вещь даже в будничных целях.

 

13. Итог. Подведем итог закона о возможности габая изменить назначение денег, пожертвованных на конкретную цель. Габаи могут изменить цель назначения денег цдаки только на цель, схожую по отношению к первоначальной. Для того, чтобы кардинально изменить назначение денег, габаи должны получить разрешение общины. Между мудрецами существует спор: имеет ли право община менять назначение денег цдаки со святой цели на будничную, нужную для города цель, (например, постройку дорог и т.п.), или же можно изменить назначение цели только на цель, касающуюся исполнения другой заповеди (например, постройку не синагоги, а дома учения или кладбища).

 

14. Передача. Если человек, пожертвовавший свиток Торы синагоге, постановил, что свиток продолжает быть его имуществом, то это условие действительно, и данный человек в любое время, когда захочет, может передать свиток другой синагоге.

 

15. Плата за страховку. Если человек пожертвовал какую- то святую вещь, на которой была сделана надпись о том, что она жертвуется в память о его умерших родственниках, а община застраховала эту вещь, и потом она была украдена, то община не может использовать деньги, полученные от страховой компании, на другие цели. На эти деньги необходимо купить подобную святую вещь и написать на ней те же слова, которые были начертаны на украденной вещи.

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.