Если вы думаете, что строки Игоря Губермана «В любом вопросе два еврея имеют три различных мненья» относятся к футболу, политике, финансам и воспитанию детей, но совершенно не затрагивают религию, то вы ой как ошибаетесь. Единственное, в чем тут сходятся евреи — Б‑г есть и он один (ну ладно, ладно, не все признают Его существование. Но если уж еврей верит в Б‑га, то именно в Того Самого Единственного, создавшего землю за семь (не шесть!) дней). А дальше начинаются расхождения.
В принципе это нормально. Как вы помните, еврейский народ сформировался из потомков 12 Колен, и еврейские мудрецы говорят нам, что во время Исхода из Египта море расступилось перед евреями на 12 сухих рукавов, так что каждое колено шло по своему пути. Да и в дальнейшем, в Иерусалимском Храме было 13 ворот — 12 для представителей каждого из колен и одно для тех, кто не знал (забыл) из какого колена он происходит или просто был потомков брака от представителей разных колен.
Для чего так поступали? У каждого из колен Израилевых (да и вообще у каждого человека) существуют свои особенности характера и склада ума и потому наиболее полное служение Вс-шнему и достижение поставленных Им целей должно было осуществляться различными путями. И хотя 10 из 12 колен давным-давно потеряны (и как полагают многие – навсегда), но принцип разнообразия мы сумели пронести сквозь века и испытания. Посему на данным момент иудаизм включает в себя огромное количество различных движений и течений, которые помогают евреям наиболее полно реализовывать себя в процессе служения Вс-шнему.
КАК БУДЕМ ДЕЛИТЬ?
Делить будем не по-братски и не поровну, а по-научному. Причем классификацию проведем от общего к частному.
В самом общем случае современный иудаизм можно разделить на ортодоксальный и неортодоксальный, то есть на строгих приверженцев буквы закона и людей, которые строго придерживаются принципа не придерживаться принципов слишком строго.
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ЕВРЕИ
«Ортодокс» — это и есть «православный». Впрочем, поскольку это слово изначально имело негативный оттенок, сами религиозные евреи называли себя йереим («Б‑гобоязненные»), харедим («трепещущие (перед Вс-шним)») или датиим («знающие», т.е. «религиозные»). Спустя некоторое время сами ортодоксы смирились с тем, что они ортодоксы и даже перестали этого стесняться. Хотя так религиозных евреев называют на нееврейских языках. В Израиле, где в ходу иврит, они по-прежнему «харедим» и «датиим». А противники, желая уязвить их, называют не ортодоксами, а досами («досиим» – так звучит в ашкеназском варианте иврита слово «датиим»).
Ортодоксальный иудаизм при всем его многообразии и различиях в общем виде делится на «литовский» иудаизм (иногда его и называют ортодоксальным), хасидизм и ортодоксальный модернизм.
Традиционный иудаизм. Вообще-то полторы тысячи лет назад его бы назвали талмудическим иудаизмом. Тогда еврейский мир переживал раскол на караимов, признававших только Письменную Тору (Пятикнижие Моисеево) и ее буквальное прочтение (потому они и назвались «караимами» — «читающими») и евреями, считающими, что помимо Письменной Торы Моше на горе Синай получил и комментарии и объяснений к ней, названные Устной Торой и вкратце законспектированные в Талмуде. Со временем караимы окончательно отошли от иудаизма и еврейского народа и уточнения, какой именно у нас иудаизм больше не требовалось. Иудаизм и все.
Однако в XVII веке, после появления р. Исраэля Баал Шем-Това и его сторонников, которые назывались хасидами, часть религиозных евреев выступила против них. Это сейчас понятно, что хасиды люди вполне ортодоксальные и кошерные, но тогда еще была жива память о ересях саббатианства и франкизма (лже-мессии Шабтай Цви и Яаков Франк), поэтому появление нового учения вызвало настороженность и недоверие.
Противники хасидов так себя и назвали — «митнагдим» («противящиеся»). Борьбу с хасидами возглавлял один из самых выдающихся еврейских мудрецов (да-да, к сожаленью, споры и расколы в еврейской среде не редкость) — рабби Элияу из Вильно (Вильнюс), известный также как Виленский гаон («гений из Вильно»). Вообще, благодаря усилиям Виленского гаона Литва превратилась не только в оплот сопротивления хасидизму, но и в один из мощнейших бастионов еврейской учености. В XIX-XX вв. большинство знаменитых еврейских учебных заведений-ешив располагались именно в Литве и прилегающих частях Польши и Белоруссии (которые также назывались Литвой). В общем, как-то незаметно, термин «литовский» стал синонимом ортодоксального нехасидского иудаизма. Сами евреи называли своих литовских братьев «литваками» и до сих пор о религиозном не-хасиде часто говорят как о литваке.
Рабби Элияу из Вильно, Виленский гаон (1720-1797 гг.)
Дресс-код литвака — черный низ-белый верх и черный совсем-верх (пиджак и шляпа). Фасоны одежды напоминают одежды движения Хабад (это хасидское движение также зародилось в Литве) и не очень похожи на одежды других хасидов.
Хасидизм. Еврейские энциклопедии трактуют хасидизм как «религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке», но любой хасид скажет вам, что хасидизм – это не движение, а образ жизни (и мыслей). Наверное, так оно и есть, ведь слово «хасид» переводится как «благочестивый». В отличие от литваков, особый акцент делающий на учебе и имеющих свою «литовскую» методику изучения Торы, хасидизм особенное значение придает эмоциональному постижению Б-га. Интересно, что некоторые хасидские движения, зародившиеся на территории Литвы (Хабад, Карлин-Столин), бОльший упор делают на интеллектуальную составляющую познания, оставляя эмоции «польским» хасидам.
Хасидизм отличается географическим разнообразием. Его можно разделить на «литовский», «польский» и «венгерский» (названия отражают границы XIX века и не вполне соответствуют нынешним реалиям). Эти хасидизмы отличаются различными соотношениями интеллектуальной и эмоциональной составляющей (помните про 12, точнее 13 ворот Храма? Вот и хасидизм для каждого стремится найти свой путь.). Причем, как в известном анекдоте, это деление не в полной мере отражает многообразие имеющегося ассортимента, ведь течения хасидизма формировались как группы последователей определенного ребе (духовного наставника) и свои название эти группы, как правило, получали по месту, где находилась резиденция ребе. Всего насчитывалось примерно 150 хасидских движений и, хотя время и тяжелая история европейского еврейства разметала их по миру, названия остались и по ним до сих можно изучать географию Восточной Европы: Сатмар, Хабад-Любавич, Бреслав, Бобов, Сквира, Вижниц, Цанз, Клойзенбург, Пупа, Мункач, Спинка, Карлин-Столин, Белз, Гур, Гусятин, Чертков, Ружин.
От всех остальных течений иудаизма хасиды на взгляд внешнего наблюдателя отличаются наибольшим использованием в быту идиша (а не иврита или языков страны проживания), одеждой, фасоны которой не менялись с середины XIX века, а также особыми хасидскими мелодиями-нигунами.
Ортодоксальный модернизм — третье ортодоксальное течение иудаизма и самое популярное в Израиле. Создано в середине XIX века раввином Цви-Рефоэлем Гиршем как ответ на действия реформистов и первоначально называлось «нео-ортодоксальным». Главный принцип, провозглашенный нео-ортодоксами — «Тора ве-д-рех эрец», т.е. гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.
Рав. Цви-Рефоэль Гирш (1808-1888)
То есть ортодоксальный модернизм придерживается принципов ортодоксального иудаизма, но при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма (важнейшее различие между нео-ортодоксами и реформистами в том, что одни пытаются согласовать современный мир с законами Торы, а другие — Тору с законами современного мира).
В конце XIX-начале XX века из ортодоксального модернизма возникло новое направление религиозный сионизм — духовным лидером которого стал раввин Авраам-Ицхак Кук. Это движение разрабатывает концепцию важности заселения Земли Израиля с точки зрения принципов иудаизма, и по понятным причинам, большинство приверженцев этого движения находятся в Израиле. Их отличительной особенностью (дресс-кодом) является вязаная кипа, поэтому «кипот сругот» («вязаные кипы») стали фактически вторым названием для религиозных сионистов.
ПЛОД ПРОСВЕЩЕНИЯ
Неортодоксальный иудаизм возник в ходе развития движения, которое называлось Ѓаскала (Аскала, «Просвещение», XVII-XIX вв.). В отличие от европейского Просвещения, бывшего на пару столетий раньше, картин еврейские просвещенцы не рисовали, архитектурных шедевров не возводили, зато интенсивно (и с большим успехом) постигали мудрость других народов. Главный принцип еврейских просвещенцев: «Будь дома евреем, а на улице человеком» и лег в основу трех основных неортодоксальных течений: реформистского, реконструктивистского и консервативного.
Реформистский иудаизм. Наиболее далеко в деле отхода от ортодоксальных канонов отметился реформистский (он же прогрессивный) иудаизм (само слово «ортодокс» возникло именно в их среде, и было презрительным названием религиозных евреев). Главная идея реформистов – еврейская традиция постоянно развивается и в каждом новом поколении оно приобретает новый смысл и новое содержание, поэтому необходимо сохраняя этические заповеди, смело обновлять и реформировать ритуальные заповеди и религиозные обряды в духе современности. Правда, иногда эти изменения настолько меняют иудаизм, что не все поборники прогресса согласны с ними. Например, один из первых лидеров прогрессивного иудаизма Авраам Гейгер исключил из молитвенника просьбы о возвращении в Иерусалим, поскольку «незачем лукавить перед Б‑гом — в Берлине евреям гораздо лучше» (это было в XIX веке, задолго до Холокоста). Так что в результате этого возникли два других неортодоксальных движения
Авраам Гейгер (1810-1874)
Реконструктивистский иудаизм — это система идей, рассматривающая иудаизм как цивилизацию. Религиозную цивилизацию.
– Евреи, — утверждал автор этой идей Мордехай Каплан, — несмотря на гонения и страдания, оставались верны своей религии, потому что верили в избавление в будущем мире, однако сегодня в это уже не верят, и потому иудаизм должен превратиться из цивилизации, ориентированной на загробную жизнь, в цивилизацию, которая была бы способна помочь евреям достичь избавления в этом мире.
Мордехай Каплан (1881-1983)
В общем, это тоже прогрессивные люди (первая реконструктивистская организация называлась «Общество содействия прогрессу иудаизма»), но немножко по-другому.
Реконструктивисты рассматривают еврейские ритуалы не как закон, а как способ коллективного выживания еврейской общины и духовного развития ее членов. А раз так, то решение, какие ритуалы и обряды исполнять даровано каждому человеку в отдельности (конечно, он должен принимать в расчет не только собственные потребности, но и потребности общины). В общем, это играем, это не играем, а тут рыбу заворачиваем.
Из молитвенника реконструктивистов исключены упоминания об избранности еврейского народа, о Б‑годанности Торы и о Машиахе (Мессии) как личности.
Консервативный иудаизм — несмотря на свое название, не слишком консервативен. Ну разве что по сравнению с реформистским. Он собственно и возник как ответ на действия реформистов, но в попытках найти компромисс между традиционным вероучением и современностью, он придерживается наименее радикальных взглядов («зачем резать? я вам дам таблетку и все само отвалиться»).
Основные принципы консервативного иудаизма таковы: а) признание Галахи (еврейского закона) в качестве руководства к жизни; б) не-фундаменталистское преподавание основ еврейской религии; в) позитивное отношение к современной культуре.