В первой части статьи мы обсуждали отношение к контрацепции в древности, а также причины и способы защиты от нежалетельной беременности. Сегодня мы продолжим рассказ, но уже с точки зрения современного иудаизма.
Практика применения контрацепции в иудаизме варьирует между ортодоксальным, консервативным, реформистским направлениями иудаизма и некоторыми другими либеральными школами.
В принятой иудейской традицией практике заботе о физическом и психическом здоровье женщины придается большое значение. Когда имеются опасения, что беременность или роды могут причинить женщине вред, применение контрацепции считается оправданным во всех направлениях иудаизма, начиная с ортодоксального. В таких случаях, если зачатие уже произошло, женщина может сделать аборт, поскольку ее жизнь в иудаизме рассматривается более ценной, чем жизнь зачатого младенца. Но если зачатия не произошло, то гораздо более предпочтительно применять контрацепцию.
В иудаизме традиционно считается, что, оценивая необходимость использования контрацепции, раввины должны каждую конкретную ситуацию рассматривать индивидуально. Наиболее строго соблюдающие талмудические предписания ультраортодоксальные иудеи (харедим) фактически не приветствуют применение контрацепции, и их семьи, как правило, многодетны. Но многие современные ортодоксальные раввины нередко склонны разрешать контрацепцию в определенных ситуациях.
Чтение Торы у Стены Плача
Современный ортодоксальный иудаизм (называемый также иногда на русском языке ортодоксальным модернизмом для отделения его от харедим) допускает применение противозачаточных средств по трем основаниям: для сохранения здоровья женщины, для ограничения числа детей в интересах блага семьи и для регуляции времени рождения детей. Однако, применение контрацепции с целью вообще избежать рождения детей по эгоистическим причинам считается неприемлемым как в ортодоксальном, так и в других направлениях иудаизма. Объясняется это не только заповедью "плодитесь и умножайтесь", но и необходимостью умножения еврейского народа после Холокоста.
Традиционные раввинистические тексты не указывают как основание для контрацепции материальные трудности или беспокойство о воспитании детей. Поэтому наиболее ортодоксальные иудеи не склонны допускать контрацепцию по этим причинам, выделяя главным образом как уважительную причину состояние здоровья.
Однако, либеральные направления иудаизма, особенно, такие как реформистский иудаизм и другие либеральные школы, допускают использование контрацепции по широкому спектру причин, в том числе из-за бедности, плохих условий жизни и угрозы для благополучия существующих детей. В США Центральная конференция американских раввинов (реформистского иудаизма) заявила, что контроль рождаемости является необходимостью в определенных условиях семьи. Многие реформистские и некоторые консервативные раввины присоединились к программам репродуктивного здоровья, осуществляемым организацией Planned Parenthood ("Планируемое родительство"). Как правило, реформистские раввины относятся к контролю рождаемости аналогично большинству протестантов-христиан, оставляя решение о применении контроля рождаемости индивидуальной совести верующего.
Либеральные иудеи считают, что иудейские семьи не должны быть чрезмерно большими, ссылаясь, в частности, на то, что древние мудрецы, толковавшие Тору, указывали определенные границы исполнения заповеди "плодитесь и умножайтесь". Это, по мнению некоторой части иудеев, дает право применять контрацепцию, когда дети в семье уже есть. Но в большей мере придерживающиеся традиций иудеи, особенно, ортодоксальные иудеи, напротив, подчеркивают, что раввинистические авторитеты рекомендовали продолжать рождение детей даже тогда, когда заповедь выполнена. Например, Маймонид писал: "Даже если человек уже исполнил заповедь "плодитесь и умножайтесь", ему не следует отказываться от продолжения рода до тех пор, пока он на это способен, ибо тот, кто добавляет новую душу к Израилю, подобен Тому, Кто сотворил мир.
Современные взгляды на методы контрацепции в иудаизме
Современный иудаизм неоднороден: сложно говорить об отношении иудаизма к контрацепции как о позиции одного направления. Традиция иудаизма определенным образом ограничивает методы контрацепции, в то время как разные направления современного иудаизма по-разному рассматривают саму традицию. Различия в практике применения контрацепции между направлениями иудаизма имеют отношение к принципам религии этих направлений как таковых.
Ортодоксальный иудаизм считает необходимым следовать традиционной Галахе и только на ее основе формулирует правила поведения, включая применение контрацепции. Реформистский иудаизм отвергает непререкаемость авторитета Галахи, принимая лишь ее отдельные элементы. Консервативный иудаизм стремится занять середину между ортодоксальным и реформистским, принимая авторитет Галахи, но не в качестве неизменных принципов, а как развивающихся и динамичных. Консервативный иудаизм, поэтому, более склонен к либеральному пониманию Галахи
Современные ортодоксальные оценки методов контрацепции
Ортодоксальный иудаизм в особенной мере заботится о том, чтобы метод контрацепции не приводил к "расточению семени", как это понимается в ортодоксальной традиции на основе Галахи. Современный ортодоксальный иудаизм ранжирует различные методы контрацепции по степени предпочтения, руководствуясь принципами Галахи.
Если существует обоснованная в рамках традиции причина для использования контрацепции, то выбор гормональных контрацептивов является в ортодоксальном иудаизме первым из всех методов контрацепции, как наиболее соответствующий галахическим предписаниям (при условии отсутствия медицинских противопоказаний). Однако, при употреблении гормональной контрацепции у женщины может возникнуть выделение крови, которое, согласно иудейской традиции, приводит женщину в состояние ритуальной нечистоты "нида" (niddah), когда сексуальные отношения (и вообще физические контакты) традиционно запрещены (соблюдение чего важно для ортодоксальных иудеев).
Использование внутриматочных устройств является предметом дискуссии между раввинами. Механизм действия внутриматочных устройств не до конца ясен. Поскольку существует возможность того, что внутриматочные устройства препятствуют имплантации оплодотворенной яйцеклетки, и это считается ранней формой аборта, некоторые раввины не одобряют применение внутриматочных устройств. В иудаизме, однако, определение статуса зародыша на ранней стадии эмбрионального развития и отношение к абортам в целом отличается от христианской традиции. Аборт, в принципе, не приравнивается к убийству, хотя и не одобряется без особых причин. Препятствие имплантации зародыша на очень ранней стадии эмбрионального развития в традиции иудаизма считается менее проблематичным, чем аборт. По этой причине, а также и потому, что механизм действия внутриматочных устройств более вероятно препятствует оплодотворению (менее вероятно препятствует имплантации), многие раввины считают использование внутриматочных устройств допустимым.
Однако, в этом случае, как и в случае употребления гормональных контрацептивов, может возникнуть сложность из-за непредвиденных выделений, влекущих ритуальную нечистоту женщины - "нида". Если такая сложность возникла, или имеются медицинские противопоказания, женщине могут быть разрешены менее предпочтительные, с точки зрения галахических предписаний, методы.
Использование барьерных методов женщинами с точки зрения галахических предписаний более спорно, чем использование гормональных контрацептивов и внутриматочных устройств. По мнению ряда ортодоксальных авторитетов, барьерные методы могут нарушить запрет "расточения семени". Но разные раввины по-разному оценивают конкретные барьерные методы в связи с тем, что проникновение спермы при употреблении разных барьерных методов различно. Часть раввинов считает достаточно приемлемым применение маточного колпачка. Его применение чаще одобряется, чем применение влагалищной диафрагмы. Применение влагалищной диафрагмы оценивается как более проблематичное, но в некоторых случаях тоже может разрешаться. Однако, женские презервативы запрещаются на основе законов Галахи, как и мужские.
Многие раввины одобряют использование спермицидов. Использование спермицидов, по мнению ряда раввинов, предпочтительнее, чем допустимые формы барьерного метода, так как никаким образом не ограничивает проход спермы, и половой акт совершается обычным образом.
Использование посткоитальной (экстренной) контрацепции не рассматривается по Галахе в числе основных допустимых методов. Этот метод считается проблематичным в связи с тем, что его действие часто представляется как раннее прерывание беременности. Но в случае существенной необходимости применить экстренную контрацепцию допускается, особенно, в случае изнасилования
Методы естественного планирования семьи, основанные на учете периодов фертильности и стерильности у женщин, в иудаизме считаются допустимыми, поскольку не требуют никакого вмешательства в половой акт. Некоторые ортодоксальные раввины советуют применять эти методы в некоторых случаях. Однако, использование естественных методов контрацепции может оказаться сложным для соблюдающих традиционные предписания иудеев, поскольку они и без того должны соблюдать воздержание во время состояния "нида" у женщин (около 12 дней или больше: во время менструации и еще 7 дней после). Когда к этому добавляется воздержание в фертильные периоды, то это может повлечь сильное сокращение интимной жизни или даже полное воздержание, что не соответствует традиции иудаизма и неполезно для семейной гармонии. Но естественные методы планирования семьи могут использоваться не только с целью контрацепции, но и наоборот с целью повышения вероятности зачатия в плодородные периоды.
Стерилизация женщин путем перетягивания фаллопиевых труб не допускается в традиции иудаизма, поскольку в Торе указано: "(с ятрами) раздавленными, и разбитыми, и оторванными, и отсеченными не приносите Господу, и на земле вашей (такого) не делайте" (Ваикра/Левит 22:24). Эта заповедь, согласно традиционной интерпретации, запрещает стерилизацию не только людей, но и животных. Однако, если беременность представляет серьезную угрозу для здоровья женщины, и другие методы контрацепции не могут быть использованы, в исключительных обстоятельствах, женщине может быть разрешено совершить стерилизацию.
Мужчинам применять контрацепцию в традиции иудаизма запрещено. Использование презервативов может быть разрешено по медицинским причинам, чтоб избежать заражения заболеванием. Ортодоксальный иудаизм делает такие исключения в редких случаях, таких как, к примеру, если есть риск заражения вирусом СПИДа в браке или цитомегаловирусом во время беременности женщины. Вазэктомия запрещена в иудейской традиции, как и стерилизация женщин, и допускается только по медицинским показаниям при угрозе жизни (например, при некоторых формах рака).
Отношение к методам контрацепции неортодоксального иудаизма
В отличии от ортодоксального иудаизма, реформистский и консервативный иудаизм, а также американское направление реконструктивистского иудаизма и другие либеральные школы в основном разрешают широкий спектр методов контрацепции.
В частности, несмотря на то, что традиция иудаизма запрещает использовать презервативы, раввины либеральных движений позволяют это делать, особенно, в ситуациях, когда незащищенный секс представляет угрозу для здоровья партнеров. Эти раввины считают, что презервативы являются мерой против распространения заболеваний, а обязанность поддерживать здоровье и жизнь является более приоритетной, чем обязанность мужчины служить размножению.
Многие современные иудеи осознают, что использование контрацепции служит улучшению здоровья женщины, стабильности семьи и предотвращению заболеваний, и что эта польза от применения контрацепции намного более соответствует соблюдению заповеди "избери жизнь", чем в контрацепции можно усмотреть нарушение заповеди "плодитесь и умножайтесь".
Статистика рождаемости детей у еврейских женщин
Семья хасидов в хасидском квартале Бруклина, Нью-Йорк
Статистика рождаемости детей у еврейских женщин показывает наличие четкой зависимости количества детей от степени ортодоксальности или либерализма женщины. Наибольшее количество детей в расчете на одну женщину среди евреев рождают ультраортодоксальные женщины, которые, как правило, избегают применения контроля рождаемости. Число рождаемых ими детей намного превышает число детей в среднестатистической семье. Современные ортодоксальные еврейки (соблюдающие традиции ортодоксального иудаизма, но интегрированные в современное общество, в частности, образованные) находятся примерно посередине в списке различных групп иудаизма по количеству рождаемых ими детей в расчете на одну женщину. А менее традиционные и более либеральные еврейки рождают наименьшее число детей в расчете на одну женщину. При этом средняя рождаемость детей у еврейских женщин в Израиле превышает среднюю рождаемость детей у еврейских женщин в странах диаспоры.
В 1950 году коэффициент рождаемости у еврейских женщин в Израиле находился на пике максимума, составляя в среднем 4 ребенка на одну женщину. В течение следующих десятков лет происходило снижение коэффициента рождаемости у израильских евреек, свидетельствующее о применении контроля рождаемости. Практика контроля рождаемости среди еврейских женщин в мире достаточно широко распространилась, причем даже в большей мере, чем в других группах того же общества. Это демонстрирует непропорционально более низкая рождаемость среди евреев, чем в других группах общества, в странах Европы, США, а также в Израиле до последних нескольких лет.
Суммарный коэффициент рождаемости в США (2010 год):
Мусульмане - 2,84
Католики латиноамериканцы - 2,75
Чернокожие протестанты - 2,35
Протестанты фундаменталисты - 2,13
Католики не-латиноамериканцы - 2,11
Умеренные протестанты - 2,01
Либеральные протестанты - 1,84
Индуисты и буддисты - 1,73
Нерелигиозные люди - 1,66
Другие - 1,64
Иудеи - 1,43
Население США в целом - 2,08
В последние годы, однако, в Израиле произошел рост рождаемости детей у еврейских женщин, которые сравнялись по числу рождаемых ими детей на одну женщину с арабскими женщинами (коэффициент рождаемости у которых в последние годы напротив снизился). К примеру, в 1995 году коэффициент рождаемости у еврейских женщин Израиля составлял 2,6 в сравнении с 4,7 у арабских женщин Израиля (и 7,4 в секторе Газа). В 2000 году коэффициент рождаемости у израильских евреек составлял столько же, у израильских арабок - 4,3. В 2015 году этот показатель у еврейских и у арабских женщин составил одинаково 3,13.
Достигнутый за последние годы показатель рождаемости детей у еврейских женщин в Израиле существенно выше, чем у женщин в других развитых странах мира (например, в США на 2013 год этот показатель колеблется около 2,1, в Европе и Восточной Азии - около 1,5). Некоторые аналитики связывают рост рождаемости детей в Израиле с влиянием ортодоксального иудаизма. В Иерусалиме, где велико и число, и влияние ортодоксальных и ультраортодоксальных иудеев, коэффициент рождаемости превышает средний по стране среди евреев и среди арабов и составляет 4,3.
В то же время ортодоксальные и ультраортодоксальные иудеи в целом составляют меньшинство еврейского народа в Израиле. К примеру, по данным, которые приводятся в публикации 2013 года, большинство еврейского населения Израиля - 55% составляют неортодоксальные евреи (широкий спектр евреев разных взглядов, которые называют себя традиционными, но не ортодоксальными), 17% составляют религиозные сионисты (которые близки к современным ортодоксальным евреям, не ультраортодоксам) и всего 8% - ультраортодоксальные евреи.
Пропорционально большая доля от общего количества рождаемых еврейских детей в Израиле приходится на неортодоксальных женщин. Влияние ортодоксального иудаизма на рост числа детей у евреек не является основной или единственной причиной. Другим фактором влияния является политика социальной поддержки матерей, осуществляемая правительством Израиля. Израиль обеспечивает относительно благоприятные условия для работающих матерей, в том числе защиту рабочих мест женщин во время и после декретного отпуска, высокую оплату декретного отпуска, большой выбор вариантов работы с неполной занятостью, устойчивое социальное обеспечение ребенка, группы продленного дня в школе и сравнительно недавно запущено финансирование универсальной дошкольной подготовки для детей с трех лет. Все эти льготы делают рождение и воспитание ребенка более привлекательным.
В сравнении с Израилем, количество рождаемых детей в расчете на одну женщину у еврейских женщин США значительно ниже. В 2011 году коэффициент рождаемости у американских евреек составил всего 1,86, в то время как у израильских этот показатель в том же году составлял 2,98. При этом коэффициент рождаемости у неортодоксальных еврейских женщин США составляет 1,4. Количество рождаемых детей в расчете на одну женщину у еврейских женщин ортодоксального иудаизма гораздо выше (но это не оказывает значительного влияния на общий показатель рождаемости, поскольку их количество невелико). Коэффициент рождаемости у женщин современного ортодоксального иудаизма в США в 2011 году составил 3,3, у харедим - 6,6 и у хасидов - 7,9.
Аналитики указывают в числе причин низких показателей рождаемости у неортодоксальных американских еврейских женщин их большую эмансипированность и интеграцию в общество: они предпочитают посвящать свое время образованию и работе, карьерному росту, а также значительно позднее выходят замуж (лишь 9% женщин консервативного и 3% реформистского иудаизма в США выходят замуж до 25 лет, а в возрасте 35 лет лишь немногим более половины женщин реформистского иудаизма состоят в браке, по данным статьи 2013 года).
По данным на 2000 год, показатели рождаемости среди различных групп американских евреек следующие: ультраортодоксальная иудейка рождает в среднем 6,72 ребенка, современная ортодоксальная иудейка - 3,39, консервативная иудейка - 1,74, реформистская иудейка - 1,36, светская еврейка - 1,29. Логично, что данные показатели связаны с практикой использования контрацепции.