Чуду Хануки предшествовали почти 3500 лет человеческой истории, которые вместили в себя много чего — шесть дней Творения, убийство Авеля Каином, Всемирный потоп и сооружение Вавилонской башни, а также великий завоевательный поход Александра Македонского, его внезапную смерть и распад империи на четыре враждующих государства.
Сначала казалось, что евреям повезло — они попали под власть египетских (опять!) владык Птолемеев — толерантных и веротерпимых интеллектуалов с уважением и интересом относившихся к евреям и их религии. Однако еврейское счастье кончилось очень быстро, примерно через 150 лет, когда власть над Эрец-Исраэль захватили правители Сирии – Антиохи (там как во Франции времен Людовиков -надцатых шла целая череда правителей с незамысловатым именем Антиох).
Греко-сирийцы вознамерились решить еврейский вопрос и начали усиленно бороться с еврейской культурой и религией, одновременно насаждая древнегреческую (эллинскую) культуру и эллинскую же религию. И надо признать, что среди евреев у них нашлось немало сторонников-митъявним (переводится с иврита как «огречившиеся», т.е. эллинисты). Доводы их были просты и понятны: древнегреческая культура — это
- во-первых, — красиво;
- во-вторых, — прогрессивно (Аристотель, Платон, Сократ, Фалес Милетский, Олимпийские игры, гимнастика в обнаженном виде…);
- в-третьих, — они нас победили, нам при них жить и нам надо как-то устраивать будущее детей.
А Антиохи из номера в номер были рады стараться, издавая указ за указом. Особенно старался Антиох Четвертый. Они запретили изучение Торы и обрезание (некоторые особо ретивые ассимиляторы даже шли на крайне болезненную операцию по пришиванию себе той «пары пустяков», которую им отхватили в восьмидневном возрасте). В Храме была водружена статуя Зевса, а некто Апостумос даже сжег свиток Торы!
Зная евреев, можно было ожидать восстания, и оно случилось. Началось все в городке Модиин, где-то на полпути между Иерусалимом и нынешним Тель-Авивом. Отряд греческих солдат прибыл туда, чтобы заставить евреев принести жертву Зевсу (причем, в качестве жертвы предлагалась свинья). Некий еврей таки согласился «порвать с проклятым прошлым и стать на путь исправления» и тогда один из городских старейшин — Матитьягу бен Йоханан убил его и призвал народ к восстанию.
За Матитьягу пошли многие, однако, он был уже стар и через год скончался, а руководство восстанием взяли на себя пятеро его сыновей, известных под прозвищем Маккабим (Маккавеи). Умело используя преимущества родных гор, а также помощь Вс-шнего, повстанцы за три года разгромили вшестеро превосходящие силы противника и вступили в Иерусалим. Сразу же после победы и изгнания захватчиков из Иерусалима, братья Маккаби приступили к очистке территории Храма. 25 кислева все «ремонтно-восстановительные» работы были завершены, и евреи приступили к церемонии освящении Храма.
Одним из ее этапов было зажжение храмового светильника – Меноры – однако, для этого требовалось специальным образом изготовленное оливковое масло (на него шли первые капли первого жима (всего масло бывает от трех жимов), оливки срывались с самой вершины дерева, там, где они росли в тени, а перед сбором урожая сборщики окунались в ритуальный бассейн (микву), чтобы находиться в состоянии ритуальной чистоты). Между тем, греки успели привести в негодность все запасы «горючего», так что на всей территории Храма удалось найти лишь один кувшинчик с печатью первосвященника. Этой порции хватало лишь на один день, тогда как на приготовление новой порции масла требовалось восемь дней (вот по этой ссылке вы можете посмотреть как готовилось масло в старину (http://www.torakid.com/article/kak-delali-olivkovoye-maslo-v-drevnosti). Конечно не в такую старину, как события Хануки, да и производство масло для храмовой меноры было более строгое, но даже здесь видно, насколько это долгий и трудоемкий процесс).
Можно было бы подождать, но тогда эти восемь дней Храм простоял бы недееспособным (при еврейской власти!) и братья решили действовать. Они залили это масло в Менору и дальше случилось чудо – однодневного запаса масла хватило на восемь дней.
Праздник Ханука длится восемь дней, но что именно мы празднуем в эти дни — мнения расходятся. Светские евреи, из всей истории знающие только, что Эйнштейн, Маркс и Тот-мальчик-про-которого-Рождество были евреями считают его «детским праздником, нашим ответом ихнему Рождеству». Сионисты пытались представить этот день как День Победы и завоевания независимости, но до победы над врагами в тот момент было еще далеко, а получившаяся независимость была как у королевства Тонга, от которого ничего не зависит. Можно предположить, что мы празднуем освобождение Иерусалима и победу над греко-сирийцами (конечно празднуем, но не восемь же дней подряд!). Так что вариантов нет – в Хануку празднуется чудо с кувшинчиком масла! Оно и только оно.
Правда, по мнению одних мудрецов братья залили весь запас сразу же, по другой версии – разделили его на восемь равных порций и заливали ежедневно одну восьмую дневной нормы. В первом случае в первый день празднуется «просто» начало освящения Храма (масла в Меноре хватало на горение по обычным физическим законам), а во втором случае в этот день отмечается и начало ханукального чуда, потому что масла на целый день горения не хватало. Начиная со второго и по седьмой день никаких вопросов не возникает — при любой версии заправки Меноры масла там не хватало, и это было чудо.