Истоки истории праздника Лаг ба-Омер до сих пор неизвестны.
По одной версии это «праздник учащихся». Дети в хедерах и ешивах не ходят на занятия, и им разрешают развлекаться разными играми. В Талмуде, впрочем, нет об этом никаких сведений.
В сегодняшнем Израиле 18 Ияра – молодёжный праздник – День студента.
По другой версии, основанием Лаг ба-Омера стало предсказание о том, что в этот день израильский народ в первый раз получил манну небесную. Якобы, много столетий назад в Израиле жил великий мудрец Торы – раби Акива. Он был великим знатоком Устной Торы, объясняющей смысл Письменной Торы и указывающей, как практически надлежит исполнять ее заповеди. У раби Акивы было 24000 учеников. Один раз между праздниками Песах и Шавуот, как раз в то время, когда считают омер, наступила жуткая эпидемия, и все его ученики умерли. Другие мудрецы объяснили это событие наказанием свыше за то, что ученики раби Акивы не с должным уважением относились друг к другу. По легенде в этот день исчезла эпидемия.
Многие современные ученые полагают, что это не была болезнь. Раби Акива (II в.) считался горячим сторонником Шимона Бар-Кохбы и его восстания против Рима. Поэтому среди солдат Бар-Кохбы могли быть тысячи учеников раби Акивы. Таким образом, Лаг ба-Омер мог являться днем победы евреев над римлянами, или их спасения от смерти. По этой причине Лаг ба-Омер несет на себе некоторый налет праздничности: в этот день разрешено стричься и бриться.
Так или иначе, традиция отмечать Лаг ба-Омер зародилась в израильском городе Цфате в 16 веке, в то время, когда в этом северном городе Израиля жили великие еврейские мудрецы. Один из первых там поселился и возглавил ешиву раби Яаков Берав.
В Цфате возродилась каббала, там раби Шломо Алькабец (רבי שלמה אלקבץ) написал гимн субботы «Леха доди» (Иди, мой возлюбленный, навстречу невесте...), который поют все евреи мира, встречая шабат. Там жили и передавали тайны Торы своим ученикам раби Йосеф Каро, раби Моше Кордоверо (רבי משה קורדוברו), раби Элияhу де Видаш, АРИ''заль, раби Хаим Виталь.
Множество ешив Цфата оказались в сфере духовного влияния великого еврейского мудреца, автора книги Зоhар (Сияние), раби Шимона бар Йохая, РАШБИ (שִׁמְעוֹן בַּר יוֹחַאי רַשְׁבִּי). Он похоронен рядом, в Мероне, и его душа с тех пор освящает это место. В своём дневнике раби Моше Кордоверо рассказывает, что именно в Мероне во время молитвы ему открывались великие тайны Торы.
«Лаг ба-Омер» – праздник, день светлой памяти учителя, таная раби Шимона сына Йохая. Раби Шимон бар Йохай принял каббалу от раби Акивы и обучал своего сына Элазара. Его знаменитыми учениками были раби Пинхас бен Яир и раби Йеhуда hа-Наси. А его книга Зоhар стала еврейской настольной книгой, озаряющей сиянием Торы всех, кто её изучает.
Перед своим уходом в другой мир он прощался с ученикам своей йешивы и просил их радоваться его участи. Радоваться с ним, когда Всевышний откроет для него врата в светлый и радостный Будущий мир, в Олам hа-ба, где всё, сокрытое на земле, в том мире наполняет душу беспредельным знанием и настоящей жизнью. Всю ночь 33 дня Омера, в «Лаг ба-Омер», раби и его ученики сидели у костра, а на рассвете 18 Ияра душа праведника поднялась к Творцу.
Благодаря каббалистам Цфата, с 16 века «Лаг ба-Омер» стал для евреев праздником. Ночью евреи изучают книгу Зоhар, а еврейские дети разжигают костры и принимают эстафету мудрости.
У многих взрослых евреев Лаг ба-Омер вызывает романтические ассоциации. Семь недель между Песахом и Шавуот по еврейскому обычаю время полутраура, когда свадьбы запрещены. Но благодаря счастливым ассоциациям Лаг ба-Омер хахамим дарят в этот день исключение.
Сефардские евреи считают, однако, что в Лаг ба-Омер та ужасная эпидемия все-таки унесла еще некоторое количество жертв, и поэтому по традиции не стригутся до начала следующего дня, 34-го дня омера.
А у ашкеназских евреев принято думать, что Лаг ба-Омер был только короткой передышкой, данной той эпидемией, после чего она возобновилась опять, продолжая уносить жизни учеников раби Акивы вплоть до рош-ходеш месяца сиван. Поэтому ашкеназские евреи и после Лаг ба-Омера соблюдают траур – до первого сивана.
Ночь, с которой начинается праздник Лаг ба-Омер, – ночь костров. Главный костер можно видеть на крыше здания, выстроенного над могилой раби Шимона бар Йохая в местности Мейрон, в Верхней Галилее.
Согласно обычаю, в этот день едят сладкие плоды стручкового дерева, которые служили единственной пищей раби Шимону и его сыну, раби Эльазару во время их 13-летнего пребывания в пещере, где они прятались от римлян.