Ролевые игры, те самые «дочки-матери», «магазин», «в доктора» - есть в жизни каждого ребенка и каждого родителя. Сейчас идет перекос в сторону раннего развития детей - родители стараются перевести все игры в обучение: счету, чтению, развитию мелкой моторики. Но ребенку нужна именно свободная игра.
Возраст ролевых игр
Они абсолютно необходимы в возрасте 3-7 лет. Дети начинают играть с другими детьми постарше или со взрослыми, которые задают первые исходные данные для игры. Дальше в школе дети играют друг с другом, участвуют в сценках, моделировании разных ситуаций на уроках.
Зачем нужны ролевые игры?
Именно в играх у детей развиваются мышлении, эмоции, общение, сознание, воображение наиболее интенсивно.
- Развивают воображение. Конечно же, для игры в магазин не нужны все предметы как в настоящем магазине. Берем камешки, палочки, бумажки и представляем, что это картошка, батон и деньги. Со временем такое замещение предметов развивает воображение, и дети уже представляют целые сказки в голове.
- Учат строить отношения с другими людьми. Дети придумывают разные ситуации и проигрывают их, учатся выходить из конфликтов, развивать неожиданные сюжеты, разговаривать друг с другом и проговаривать все, что происходит. Становиться на место другого человека, проявлять инициативу, организовывая всех в игру, и в то же время - подчиняться другим.
- Развивают фантазию. Играть можно хоть в полет на Луну или поход по дну океана. В фантазиях дети не ограничивают себя ничем. Только им нужно давать больше знаний о нашем мире, которые они включают в игру. Помимо мультфильмов, это детские энциклопедии, документальные фильмы, больше сюжетов из реальной жизни и путешествий по городу или городам.
- Проявляют инициативу. Дети сами выбирают, во что играть, как играть и так постепенно становятся самостоятельными и ответственными.
- Добровольно следуют правилам игры и создают или меняют эти правила сами. И это доставляет им удовольствие! Они следят за выполнением правил. Это своеобразная «школа поведения». Если они умеют следовать правилам в игре, им легче будет в школе и дома.
Читайте также: Какое образование дать детям?
- Учатся осознавать себя в игре, контролировать, оценивать свои действия, понимать последствия. Игры развивают осознанность.
- Учатся занимать себя самостоятельно. Придумывать себе занятие, чтобы не скучать. Психологи говорят, что ребенку необходимо свободное время – 3-4 часа ежедневно просто чтобы ничего не делать, и именно в такие моменты по-настоящему рождается творчество, ребенок развивается.
Узнать больше ребенка
Из наблюдения за игрой ребенка можно больше узнать, что его волнует, в чем нужна помощь и поддержка, на что обратить внимание. Психологи могут скорректировать поведение ребенка, если нужно, основываясь на игре и используя игру.
Игра помогает справиться со страхом
Пережить сложные ситуации реальной жизни: справиться со страхом врачей, с изменениями в жизни, с фобиями. Сложные ситуации проигрываются в ролевых играх. Если ребенок боится доктора, можно предложить проиграть визит и показать, что ничего страшного нет, а это весело и смешно. Превращать большие страхи в что-то маленькое и смешное: мы перестаем бояться того, над чем смеемся.
Где искать материал для игр
- Идеи. Где угодно: сказки, документальные фильмы, энциклопедии, истории из жизни, кино.
- Реквизит. Не обязательно и даже не нужно покупать готовый реквизит в магазинах. Одна и та же картонная коробка может быть космическим кораблем, машиной, домом, складом. Камешки – монетами, строительным материалом, наполнителем для маракаса и т.п.
- Костюмы. Открыть шкаф, можно достать швейную машинку и сделать из подручных средств пару волшебных костюмов. Дети будут в восторге. Купленные или взятые на прокат, костюмы не вызывают такого восторга. А вот сделанные руками – да. Когда сам придумываешь и вкладываешься – ценишь больше благодаря чувству сопричастности. И появляется ощущение, что ты можешь создавать и менять мир сам.
- Место. Как дома, так и на улице должно быть достаточно пространства для движения, переделывания, создания чего-то нового. Главное не забывать, что счастливый ребенок важнее чистоты и порядка в доме.
Если родителям сложно играть
А такое бывает, если родители слишком серьезно ко всему относятся, считают игру не важной, или сами в стрессе. Родитель в стрессе - тот случай, когда нужно заняться собой: отдохнуть, походить на йогу или к психологу.
Играть можно в то, что нравится родителю и ребенку, а не в то, что нужно и правильно. Можно привлечь соседских детей или бабушек, которые с удовольствием поиграют с ребенком.