Николаевскую эпоху в Российской империи зачастую связывают с рекрутчиной, бюрократами и всякого рода «гоголевщиной». История евреев также схематично сводится к кантонистам, насильственным крещениям и т.п. «Казарменными» можно считать и просветительские мероприятия имперского правительства, а также его отношения к еврейскому вопросу, возникшему еще с момента разделения Речи Посполитой. Результатом «казарменного просвещения» в сфере еврейской культуры стало введение секуляризованной системы образовательных учреждений. Возникли средние школы для евреев, где обучали государственному языку, а также специальные учреждения для светских и духовных чиновников – раввинские училища.
Правительство благодаря училищам сразу могло решить несколько проблем – успокоить еврейских просветителей (маскилов), выступавших за реформирование общин, контролировать общины при помощи государственных раввинов и внедрять имперскую политику. По примеру христианских духовных семинарий в 1826 г. было создано раввинское училище в Варшаве, которое за все годы существования не выпустило ни одного раввина, а только ассимилировало всех воспитанников. Ситуация стала опасно комичной при наборе евреев в армию, когда ни новобранцы, ни вызванные для этого раввины с традиционным образованием не понимали текста присяги и не могли ее перевести. В одном только Киеве раввина для военной присяги, владеющего русским языком, искали несколько лет.
Вследствие этого важность открытия «семинарий» для раввинов становилась неотложной. Тем не менее, только к 1840 г. власти начали проводить реформу, направленную на борьбу с «фанатизмом» евреев и их отдаленностью от государственного контроля. Министр народного просвещения Уваров с различными комитетами, комиссиями, в которые входили и маскилы, все же выработали вариант семинарий, во главе которых состоял ученый еврей, а за преподавание светских наук отвечал инспектор-христианин. Но преобладание традиционного над светским (скорее еврейского над имперским) снова привело к спорам. Ситуация изменилась, когда в 1844 г. Николай І личным указом уравнял раввинские училища с гимназиями. Было принято, что после 20 лет существования новых учреждений не избирать раввинов и учителей «еврейских наук», если те не окончат подобные училища. Предполагался в училищах максимальный уход от «излишних философских умозрений» Талмуда, а дирекция состояла из христиан, тогда как лишь еврейские науки возлагались на инспектора-еврея.
Само открытие училищ произошло в 1847 г. в крупных центрах еврейской жизни империи – Вильне и Житомире. При этом в Житомире училище состояло из 2-х классов и в первый год было набрано всего 23 ученика.
Еврейское население с опаской смотрело на эти казенные училища, считая их инструментом разрушения традиционного образования. Когда в городе около центральной площади появилось раввинское училище, местных жителей возмутила его нетрадиционность. Это выразилось в том, что житомирская община запретила торговцам и купцам собираться на миньян в училище, считая его неподобающим, а учеников – «потерянными». Не особо была довольна и христианская часть населения, недоверчиво относясь к училищу, наполненному по их мнению «духом еврейской исключительности». Сами же воспитанники позиционировали себя первыми представителями русско-еврейской интеллигенции, идущей по стопам просвещения Хаскалы.
Такое мнение сложилось благодаря усилиям правительства привлечь к работе в училище маскилов в качестве преподавателей. Именно с маскилами связан и расцвет деятельности училища. В качестве инспектора с 1850 по 1861 гг. в Житомире работал Я. Эйхенбаум, известный своими успешными дискуссиями с итальянским исследователем С. Д. Луццато и французским математиком Л.-Б. Франкером. После его смерти инспектором был не менее известный математик, астроном, создатель арифмометра и поэт Х. З. Слонимский.
Несмотря на конкуренцию с Вильной, считавшейся «Литовским Иерусалимом», житомирское училище с 1850 по 1857 гг. значительно обгоняло по количеству учащихся своего собрата. Приток объяснялся тем, что в программу входили общеобразовательные предметы, что позволяло окончившим курс поступать в гимназии и университеты. Училище в Житомире готовило специалистов по нескольким направлениям – педагогическому и собственно раввинистическому. Из преподавателей-маскилов, благодаря большой популярности среди учащихся, особое место заняли И. Бакст, М. Сухоставер, X. Лернер, раввин Сигал из Ровно и др. Все они представляли различные области и были весьма известными деятелями Хаскалы. Так, среди них были знаменитые писатели и поэты Э. Цвейфель, И. Г. Паличинецкий и А. Б. Готлобер, механик Х. Гохман.
Максимальное количество учащихся в одном учебном году в Житомире составляло чуть больше 300 человек. И если изначально в училище направлялись только бедняки (схоже с рекрутскими наборами), то в дальнейшем стали поступать и обеспеченные члены общины. Связано это было с тем, что воспитанники проходили гимназический курс, их не забирали в армию и позволили с 1856 г. поступать в университеты.
Постоянное сопротивление, как еврейских общин, так и христиан вынуждали правительство принимать меры для устройства выпускников. Так, уже в 1857 г. раввинами могли становиться только выпускники раввинского училища или светских учреждений. Так постепенно стало формироваться сословие казенных раввинов. В дальнейшем казенным раввинам правительство платило пособие (из коробочного сбора еврейских общин) и предоставляло право преподавать в государственных училищах. Особенностью казенных раввинов стало наблюдение за деятельностью еврейских общин и, по-сути, выполнение функций, навязанных властью по примеру приходских священников – принимать присягу, вести метрические записи, читать патриотические проповеди в дни имперских праздников и т.п. Это явление вызывало отторжение у еврейских общин, хотя казенные раввины официально являлись их главами и представляли интересы общин перед органами власти.
К 1863 г. благодаря усердию маскилов в житомирском училище прошло полных 10 педагогических и 7 раввинистических выпусков. Поскольку образование было направлено на создание прослойки образованных, говорящих по-русски верноподданных царя и отечества, то количество выпускников было скромное. В общем количестве житомирское училище выпустило 68 учителей, 27 раввинов и синагогальных помощников.
Несмотря на скудное «профессиональное» воспитание, училище в Житомире подготовило много известных еврейских деятелей ХІХ в. просветительского толка – писателей, журналистов и ученых, занявших важное место в среде русской еврейской интеллигенции. Среди таких выпускников стоит выделить казенного раввина Житомира Л. Бинштока, известный статьями о евреях в различных изданиях, юриста и «русского Мендельсона» М. Моргулиса, отца еврейского театра А. Гольдфадена. Не менее известным выпускником был и И. Л. Кантор, который с 1890 г. служил казенным раввином в Либаве, Вильне и Риге, а также основал первую ежедневную газету на иврите «Га-Йом» и стал родоначальником жанров политического обзора и фельетона на идиш.
Сворачивание деятельности училища в Житомире и созданной им сети казенных раввинов началось в 1873 г. в связи с проведением Великих реформ, когда училище переформатировали в учительный институт. Таким образом, ликвидировалась первоначальная идея раввинских училищ – воспитание лояльных власти раввинов. К 1880-м годам обеспечение уже имевшихся казенных раввинов правительство также ликвидировало, переложив его на еврейские общины. Это привело к ожесточенной борьбе на выборах раввина в городах между сторонниками традиционного уклада и представителями Хаскалы.
Завершилась история имперского образования раввинов в Житомире в 1886 г. Мотивировалось решение о закрытии института «ненадобностью», хотя выпускники его продолжали свою деятельность и занимали должности казенных раввинов вплоть до Первой мировой войны и последующих революционных событий.