Еврейский календарь
15 Тишрей
5779
Календарь
24 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Забытые штетлы Подолья: Верховка
История и культура

Забытые штетлы Подолья: Верховка

Вениамин Лукин
10 августа 2018, 12:00
Время прочтения Время прочтения: 5 мин.

Поселение Верховка на Брацлавщине было основано в XV в., во времена хмельнитчины оно было укреплено крепостными сооружениями. В XVIII в. Верховка получила статус местечка. В 1790 году в Верховке, принадлежащей графу Станиславу Потоцкому, были 212 христианских и 33 еврейских двора. Предвидевший упадок местечка хитрый Потоцкий продал бесперспективное местечко вместе со всеми крестьянами помещику Собанскому. С прокладкой в 1870-х гг. железной дороги, прошедшей в отдалении от Верховки, экономическое значение этого торгово-ремесленного местечка существенно уменьшилось, и Верховка плавно переквалифицировалась в обычное село.

  

Усадьба Собанских в Верховке

 

Верховские евреи поначалу бы­ли приписаны к общине местечка Снитков. Переписи 1765 и 1776 гг. зарегистрировали в Верховке, со­ответственно, 32 и 44 еврейских до­ма; в переписи 1765г. участвовал раввин общины Иосиф Мошкович. В 1776 г. в сводку переписи евреев были занесены 51 мужчина, 52 женщины, 10 мальчиков, 11 де­вочек и 1 человек прислуги.

Согласно топографическому описанию недавно присоединённого к России Брацлавского повета, составленному в 1799 г., в местечке Верховка были следующие значительные строения: господский деревянный дом с пло­довым садом, деревянная церковь и «деревянная еврейская школа с двумя пришколками» (то есть си­нагога с двумя молитвенными домами).

Торговым центром Верховки был гостиный двор. Верховские евреи держали, помимо того, винокурню, сбывая большую часть водки в Одессу и Тирасполь, и арендовали водяную мельницу. Хрис­тианское население было занято в основном обработкой земли, женщины же «большей частью нанимаются у евреев мыть платье, носить воду и топить их корчмы».

 

Бывший торговый центр Верховки

 

В 1852 г. в Верховке было 38 местных и 6 иногородних евреев-ремесленников. В 1853 г., согласно официальным данным, в местечке была одна синагога, 389 её прихожан и раввины Алтер Ладыженский и Авраам-Иосеф Молдавский.

В 1889 г. еврейская община в составе 730 человек содержала две синагоги. В начале XX столетия в местечке было три синагоги, численность еврейского населения составляла 1094 человека (32% населения).

В начале XX в. практически все не­многочисленные торговые заведения в Верховке - три мануфактурные, бакалейная и аптечная лавки - принадлежали евреям.

В конце 1917 г. в Верховке сложи­лась ситуация, близкая к погрому, но вызванные на помощь войска предотвратили насилие. В мае 1919 г. одна из крестьянских банд, занявших местечко, устроила погром, в котором около 40 человек погибло, десятки подверглись пыт­кам и издевательствам. Только пу­тём выплаты денежной «контрибуции» евреи Верховки смогли спастись от массовой резни.

Корреспондент газеты «Дер Эмес» («Правда») сообщал в 1923 г., что в местечке осталось 60 - 65 еврейских семей, их составляли в основном женщины и дети.
По словам инспектора Еврейско­го комитета помощи, местечко было настолько разрушено, что негде было разместить детский дом для сирот, поэтому круглых сирот отправили в соседний Тростянец. Под помещение для еврейской школы использовали здание синагоги.

Перед Второй мировой войной в Верховке проживало около три­дцати еврейских семей. В годы войны Верховка оказалась в Транснистрии, находившейся под румынским управлением. Общинная жизнь продолжалась здесь и в это время. Всё собственно еврейское местечко составляли тридцать одноэтажных домов, окружавших большую торговую площадь. Здесь и было организовано гетто, куда ле­том и осенью 1941 г. поместили ев­реев, депортированных из Бессарабии и Буковины, среди них несколько известных хасидских семейств из «вижницкой» династии. Все депортированные были размещены в домах местных евреев, в ре­зультате чего в гетто создалась чрезмерно высокая плотность населения.

7 ноября 1941 г., накануне субботы, по приказу оккупационных властей была разобрана до основания старинная деревянная синагога, свитки Торы из неё спас шойхет, перенеся их к себе домой.

К концу осени 1941 г. в гетто Верховки было около 1200 евреев, оно было огорожено и выход из него запрещён. Украинцам был разрешён вход в гетто, где они обменивали продукты питания на вещи. Главой общины стал Шварц из Бухареста.

Зимой 1941/42 г. в гетто началась эпидемия тифа, от которой ежед­невно умирало до двадцати-тридцати человек. Умерших хоронили в общей могиле, исключение было сделано лишь для буковинских раввинов, похороненных в отдельных могилах на старом кладбище. Одежду умерших выменивали у крестьян на продовольствие, с по­мощью которого поддерживали беднейших узников. От тифа, холода и голода погибло около половины населения гетто. Только к лету 1943 г. на средства, собранные ру­мынскими евреями, в гетто были организованы общественная кухня и больница.

Захоронения буковинских раввинов Шалома бен Ехезкеля, Ехиэля бен Баруха, братская могила семьи р. Нафтали из г. Единец (на переднем плане)

Еврейское кладбище

В декабре 1943 г. немцы начали было проводить в Верховке акцию уничтожения евреев, но по неизвестной причине она была прекращена.

С окончанием войны депортированные буковинские и бессарабские евреи вернулись на родину. В Верховке в послевоенные годы оставалось несколько еврейских семей.

С 1990-х годов евреи здесь не живут.

 

 

Из книги «100 еврейских местечек Украины. Подолия», выпуск 2

Фото Евгения Шнайдера

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Скромная одежда – стоит ли посмотреть на неё иначе?
История одного проклятия
Этика и бизнес – несовместимые понятия?
Золотой наставник
Тора и бизнес. Не обмани!