Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Забытые штетлы Подолья: Гайсин
История и культура

Забытые штетлы Подолья: Гайсин

Вениамин Лукин
14 сентября 2018, 10:00
Время прочтения Время прочтения: 7 мин.

В исторических документах посе­ление Гайсин (Уйсин на Собе) в Брацлавском старостве Великого княжества Литовского упоминает­ся впервые в 1545 г. как владение князей Соколинских. В 1600 г. это частновладельческое поселение с двумя слободами получило го­родские привилегии.

В 1672 - 1699 гг. Гайсин вместе со всем Брацлавским воеводством оказался во владениях Османской империи. По Карловицкому мирному до­говору 1699 г. Брацлавское воевод­ство было возвращено Польше, а Гайсин снова стал частновладель­ческим поселением.

В январе 1744 г. он получил от короля Авгу­ста III городские привилегии, осно­ванные на магдебургском праве, в том числе разрешение на устрой­ство четырёх недельных ярмарок в году. По-видимому, именно в это время в городе поселились евреи.

В 1789 г. Гайсин был приобретён Станиславом Щенсным Потоцким. В состав Российской империи Гай­син вошёл при Втором разделе Польши в 1793 г. в качестве окружного города Брацлавского на­местничества, а в 1797 г. он стал уездным городом новоучрежденной Подольской губернии.

В 1765 г. более шестидесяти евреев Гайсина проживали в 18 домах, всего же к общине было приписано 150 евреев, включая тех, кто жил в слободах и в ближайших сёлах.

Известно, что в 1800 г. в Гайсинском уезде было 10 купцов, а к 1805 г. их число удвоилось, все они были евреями. В 1827 г. из семи гильдейских купцов Гайсина шестеро - евреи.

В 1834 г. еврейская община Гайсина насчитывала 1692 человека. Она содержала синагогу, бейт-мидраш, два молитвенных дома и 6 хедеров. В городе было три раввина, два шамеса, 4 габая, один чтец свитка Торы, два человека, трубящих в шофар в праздник Рош-ашана («бааль токеа»). Община содержала также двух шойхетов и трёх могелей.

Бывший еврейский дом

В 1843 г. в Гайсине поселился богатый купец Исраэль Розин (Розинг), взявший в откуп производство спирта и торговлю алкоголем. Во время свирепствовавшей в Гайсине в 1855 г. эпидемии холеры Розин взял на себя оплату услуг и доставку к больным городского врача, всех необходимых лекарств и медикаментов, а также бесплатную раздачу спирта.
В 1852 г. в Гайсине было зарегистрировано 60 ремесленников-христиан и 76 ремесленников-евреев.

Особняк лесоторговца Шпильберга

В 1853 году согласно официальным данным в Гайсине были деревянная синагога (504 прихожанина) и три молитвенных дома (309, 287, 137 прихожан, соответственно.
В 1862 г. 2 175 евреев владели 262 домами, у общины была большая каменная синагога и 4 молитвенных дома.

В развивающийся город переселялись евреи из окружающих местечек. Так, численность общины заметно возросла после того, как евреи из местечка Куна перебрались в Гайсин почти в полном составе. В городе с шеститысячным еврейским населением было организовано шесть «духовных правлений» (при синагоге и пяти молитвенных домах).

Центральная улица городка, нач. ХХ в.

Погромная волна 1905 г. прошла и через Гайсинский уезд. Погром в Гайсине был задуман по типичному для железнодорожных станций сценарию. Группа агитаторов-головорезов, переезжала по железной дороге из города в город и, находя поддержку среди местного населения, устраивала грабёж еврейских лавок, магазинов, квартир, не останавливаясь перед насилиями и убийствами.

В 1917 г. семь тысяч евреев Гайсина составляли более половины населения города. Занятые в промышленной и торговле, евреи населяли центральные кварталы города.

Кровавый погром в Гайсине был устроен бандой Волынца и крестьянами близлежащих сёл 12 мая 1919г., когда было убито около 400 евреев. По воспоминаниям местного жителя, убийства прекратились только после вмешательства представителей украинской интеллигенции.

Еврейская больница, открытая на средства одесского мецената Ушера Сегаля. Фото Викимапии

В октябре 1919 г. город был занят войсками Деникина, в феврале 1920 г. - Красной Армией, в мае 1920 г. - бандой Тютюнника, а вслед за ней - бандой Волынца. Каждый переход города из рук в руки сопровождался погромами и грабежами.

Советская власть поощряла «строительство пролетарской еврейской культуры». На этой волне в Гайсине открылись еврейская средняя школа и медицинский техникум с преподаванием на идише. В Гайсине открылись также три еврейских детских дома, два из них имели большие подсобные хозяйства с домашним скотом и птицей.
В 1923 г. в городе были организованы еврейские железнодорожные курсы при управлении Юго-Западной железной дороги для юношей из погромленных городов и местечек Подолии.

Еврейская богадельня в Гайсине, нач. ХХ в.

Некоторое время продолжалась и традиционная общинная жизнь. Евреи собирались в «большой» синагоге и в синагоге, здание которой ныне находится на территории текстильной фабрики.

В Гайсине был организован еврейский колхоз.

В конце 1930-х гг. усилилось наступление на религиозную общину, была снесена большая синагога, а малая закрыта. У общины остался только один молельный дом. Тогда же была закрыта и еврейская школа.

Перед войной в Гайсине проживало 4109 евреев (28% населения).

Бывшие еврейские бани

Город был занят немецкими войсками 25 июля 1941 г. В отличие от большинства мест, описываемых в этой книге, Гайсин, находящийся к востоку от Южного Буга, оказался в немецкой, а не в румынской зоне оккупации.

«Первое массовое убийство еврейского населения в количестве 1300 человек состоялось 16 сентября 1941 г. Это были первые жертвы, захваченные врасплох. Среди них погибли доктора Песис, Тимановский и другие. Оставшемуся еврейскому населению было приказано немецким комендантом переселиться в установленное гетто по Рабочей улице. В остальных частях города проживать еврейскому населению запрещалось. Второе массовое убийство оставшегося еврейского населения произошло ровно через месяц. Как в первом, так и во втором случае расстрелу подвергалось всё еврейское население, не исключая стариков, женщин и детей, даже новорождённых. Всех их раздевали в тире военного городка и нагишом гнали к могилам расстрела. Детей, как правило, бросали в ямы живыми. Отдельных укрывшихся евреев после обнаружения закапывали в землю живьём»

Из акта Комиссии по расследованию злодеяний немецких оккупантов по Гайсинскому району с 24 июня 1941 г. по 13 марта 1944 г.

Памятник на месте убийства евреев Гайсина

В урочище Белендийка под Гайсином было расстреляно более 4000 человек. После первых двух акций уничтожения были оставлены в живых в качестве «специалистов» около 150 евреев. Расстрелы евреев гетто продолжались и впоследствии (7 - 10 мая 1942 г.)

В Гайсине был организован и концлагерь, где содержалось около четырёх тысяч евреев, депортированных из Бессарабии и Буковины, а также из соседних местечек. Их использовали как рабочую силу на строительстве моста по дороге в Винницу. Большинство из них погибли во время строительства, остальные (около тысячи человек) были расстреляны и похоронены под мостом.

К концу оккупации в марте 1944 г. в Гайсине оставалось около двадцати евреев.

Известны имена украинцев, спасавших евреев от уничтожения. Это Мясникова, Куток и Ефросинья Семенюк, спасшая семерых евреев. Немецкий сельскохозяйственный комиссар Фриц Гинцель, по происхождению «фольксдойче», также прятал евреев; он был расстрелян сотрудниками НКВД в 1944 г.

Среди партизанских отрядов, базировавшихся в Щеблянском лесу около Гайсина, был отдельный еврейский отряд, небоеспособный из-за бывшего в нём большого числа женщин, стариков и детей. Его прикрывали другие отряды, в составе которых воевало немало евреев.

Бывший еврейский дом с магазином на главной улице

В послевоенные годы в Гайсине, городе с двадцатитысячным населением, жило более тысячи евреев. В это время их жизнь сохраняла некоторые традиционные черты: собирался миньян, работал шойхет, отмечались еврейские праздники, подавляющее большинство евреев соблюдали пост в Йом Кипур.

Бывший еврейский дом с лавкой

В 1998 г. в Гайсине числилось более 150 евреев.

В 2012 г. здесь проживает несколько десятков евреев, действует еврейская община.

 

Из книги «100 еврейских местечек Украины. Подолия», выпуск 2

Фото Евгения Шнайдера

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Чудо целомудрия и призрачные синагоги — прогулка по штетлам Винничины
Как украинский еврей поставил на голову Бен-Гуриона
Неслышный диалог
Одолжить можно всё… и всех
Почему Ханука – это праздник идеальной свободы