Поселение Дзыговка известно с начала XVIII в., в 1787 г. оно получило от короля Станислава Августа статус местечка и привилегию на проведение регулярных ярмарок.
В конце 1780-х гг. евреи Дзыговки были приписаны к ямпольской общине, а в 1790-х - к общине соседней Мястковки. В середине XIX в. согласно официальным данным 1853 г. в местечке существовали синагога и «молитвенная школа» (всего 1056 прихожан). В 1845 г. здесь действовали шесть хедеров первой ступени (всего 88 учеников) и шесть - второй (более 30 учеников). В 1852 г. в Дзыговке было 35 евреев-ремесленников с общим оборотом капитала 1500 рублей в год.
Два объединенных дома – распространенная практика еврейских местечек
В 1871 г. здесь числилось 1510 жителей, приписанных к торговому сословию (в основном евреи) и 2 640 - к сельскому; всего в местечке было 721 домов.
В 1889 г. община в составе 1007 человек содержала три синагоги, называвшиеся «Шул», «Бейс-Гамидраш» и «Клауз».
По свидетельству современника, в конце 1880-х гг. «палестинская идея, имеющая целью приучение евреев к производительному труду», нашла своих приверженцев и в этой глухой провинции. В это время в Дзыговке молодые люди из зажиточных семей пытались собрать средства для создания палестинофильской организации.
Резные маски на дверях еврейского дома
Источниками дохода основной массы еврейского населения, которую составляли владельцы небольших лавок, ремесленники и мелкие торговцы, являлись ярмарка, проводившаяся раз в две недели, и местный винокуренный завод.
Экономический застой в Юго-Западном крае в 1890-х гг. отразился на материальном положении еврейского населения Дзыговки, частые неурожаи усугубляли положение мелких хлеботорговцев.
В начале XX столетия в Дзыговке было пять синагог и молитвенных домов. Большинство еврейского населения - ремесленники и мелкие торговцы - жили бедно, более зажиточные евреи держали магазины и лавки (около пятидесяти), кроме того аптечные и лесные склады, аптеку и постоялый двор. Евреи служили в банке, лечебнице, на мёдоваренном и винокуренном заводах, управляющие которых также были евреями.
Местечковая застройка одной из центральных улиц. Почти все дома заброшены…
В ноябре 1905 г. в Дзыговке вспыхнул погром, который властям удалось пресечь.
Осенью 1917 г. крестьяне из местечка и окрестных сёл до прибытия войск успели разгромить все еврейские лавки. По поводу этого погрома фракция Бунда в Центральной раде Украины сделала официальный запрос.
В 1919 г. в Дзыговке стояла регулярная часть украинской армии, которая наложила на местечко «контрибуцию», взяв евреев в заложники. Впоследствии местечко неоднократно подвергалось налетам разбойных банд.
Этот пустырь был плотно застроен еврейскими домами. Остались только ступеньки.
В межвоенный период в Дзыговке была открыта еврейская школа, хедер действовал неофициально. По сообщению газеты «Дер Эмес», в начале 1920-х гг. еврейское население Дзыговки на 70% состояло из «торговцев и лавочников», на 30% - из ремесленников-кустарей. К 1922 г. при мерно половина евреев местечка объединились в сельскохозяйственный коллектив. Численность общины на 1923 год составляла 1561 человек.
Перед войной в Дзыговке проживало 858 евреев (12% населения).
Село Дзыговка было оккупировано в конце июля 1941 г. и оказалась на территории Транснистрии. В местечке были размещены около ста евреев, депортированных из Румынии. Было создано гетто. Евреев использовали на принудительных полевых работах, большую их группу угнали в Николаев на строительство моста.
Памятник на братской могиле евреев, умерших в гетто
После освобождения Дзыговки весной 1944 г. в общине оставалось несколько сотен человек. В послевоенные годы евреи переселялись в большие города, в селе оставались лишь старики. В частном доме до конца 1980-х гг. собирался миньян.
В 1998 г. в селе проживало 12 стариков-евреев, которых опекала община Ямполя.
Сегодня евреи в Дзыговке не проживают.
На еврейском кладбище Дзыговки
Из книги «100 еврейских местечек Украины. Подолия», выпуск 2
Фото Евгения Шнайдера