В XVI веке евреи в Польше переживали свой «золотой век». Евреи были арендаторами, откупщиками и сборщиками податей, словом именно они обогащали королевскую и шляхетскую казну. И несмотря на это, все равно евреи оставались теми, кто не мог ни владеть землей, ни получать шляхетство без смены веры. В такой неоднозначной ситуации стали возникать различные легенды, которые позволяли хотя бы представить простым евреям свою значимость в польском обществе. Одними из таких легенд являются рассказы о пребывании евреев на польском троне.
Одной из самых ранних легенд о высоком положении евреев является рассказ историка Яна Длугоша о дочери портного или лекаря Эстерке Малах из Опочно, которая стала любовницей короля Казимира Великого. Этот король благоволил евреям – он выделил для проживания евреев в Кракове квартал Казимеж, неоднократно жаловал евреям льготные грамоты и т.п. Тем не менее, по легенде, именно Эстерка была инициатором королевских решений. В подтверждение легенды в Казимеже ушлые экскурсоводы обязательно покажут «сохранившийся» дом Эстерки, куда король приезжал для любовных утех… Хотя, с той же легкой руки экскурсоводов, подобные «дома Эстерки» появились еще и в Жешуве, Радоме и Опочно.
В дальнейшем стали появляться легенды о королях-евреях. Так, первым князем Польши якобы стал еврей Абрам Проховник. На шляхетском собрании 842 г. в Крушвице паны не могли решить, кто будет князем после смерти вождя Попеля. Согласно одной версии они решили, что князем станет первый, кто утром войдет в городские ворота. По воле случая, этим человеком стал пороховых дел мастер Абрам (хотя порох в ІХ в. не был известен в Европе). Он принял корону и примирил панов.
Абрам объявил о своем отказе занять престол, поскольку это могло принести несчастье ему, евреям и полякам. После чего он попросил отсрочку на один день для вынесения решения о претенденте на престол. Абрам пошел в поле, где нашел Пяста, который пахал на волах поле, и предложил ему корону. По другой версии, для принятия столь важного для страны решения Абрам заперся и стал молиться. Народ, собравшийся в Крушвице, стал переживать. Тогда колесник (или крестьянин) Пяст призвал взломать двери и заставить еврея принять корону. В этот момент Абрам сам открыл двери и объявил народу, что у них уже есть вождь, и короновал Пяста, дав, таким образом, начало правления первой династии королей Польши.
Другая, более реалистичная, легенда о пребывании евреев на польском престоле относится уже к новому времени. Однажды один раввин спасает в Падуе князя Николая Радзивилла-Сиротку. Сын этого раввина – Шауль Кацнелленбоген – выезжает в Польшу и становится советником князя.
После смерти в декабре 1586 года короля Стефана Батория магнаты Замойские и Зборовские не могли сойтись на кандидатуре нового короля. Они совещались до ночи, и решили отложить выбор до утра. Поскольку должность короля должна быть постоянной, то престол не мог оставаться вакантным, и следовало назначить «временного короля на одну ночь». Эта честь была предложена князю Радзивиллу, а он выставил кандидатуру раввина Шауля. Так Шауль был избран исполняющим обязанности короля Польши.
После назначения он получил новую фамилию – Валь, что по-немецки означает «избрание». На следующее утро выборщики определились с персоной нового короля, и Шауль Валь уступил трон. Новым королем был избран Сигизмунд Ваза.
По легенде, за одну ночь правления король Шауль успел подписать привилегии по улучшению жизни евреев в Польше.
Через три года король Сигизмунд пожаловал Шаулю Валю титул «королевского слуги», и на этой должности Валь хлопотал за расширение прав евреев в уже ставшим родным Бресте. Многие польские историки связывали возникновение этой легенды с надписью на брестской синагоге: «Шавл Юдич, имеющий власть, поставил эту синагогу в память жены своей Дворы». Про важную роль Шауля Валя свидетельствует и то, что один из его 13 детей, брестский раввин Меир Валь, стал главой Ваада белорусских и литовских еврейских общин. Многочисленное потомство Шавла Валя представлено как раввинами, так и аристократами (барон де Вормс), и даже коммунистическими идеологами (Карл Маркс).
Легенды о евреях-королях стали уникальным примером реакции населения на политическую и социальную ситуацию. И если в других странах евреев изгоняли, то в Польше они смогли получить более-менее приемлемые права. Этим и объясняется появление евреев-королей именно в Польше. Кроме того, такие истории об умелом правлении евреями, хоть и на день, лишний раз вселяли надежду на возможное улучшение социально-правового положения в обществе...