Когда этот будущий известный кантор только родился, сосед по дому, услышав его плач, произнес: «Этот младенец родился кантором, я уверен, что его ждет большое будущее!».
Йоселе (а именно под. таким именем он вошел в историю хазанута – искусство еврейского литургического пения) Розенблат родом из украинского местечка Белая Церковь. Родившись в 1882 году в семье кантора, он стал первым сыном после девяти дочерей. Его отец очень скоро разглядел в сыне музыкальные способности и давал ему возможность с детства выступать перед публикой, что имело невероятный успех.

В 18 лет, только женившись, Йоселе перебирается в Мукачево, но уже вскоре он получает место оберкантора в Прессбурге благодаря своей победе на конкурсе.
Мало того, что Розенблат обладал уникальной красоты и диапазона тенором, так еще и большинство исполняемых им произведений были его собственного сочинения.
За время своего пятилетнего пребывания в Прессбурге он создал и опубликовал 150 сочинений, а также записал свой голос на пластинки. Затем, в поисках большего заработка, Розенблат с семьей переезжает в Гамбург.
Слава Йоселе Розенблата довольно быстро доходит до Нового Света, и в 1911 году нью-йоркская синагога «Огев цедек» приглашает кантора к себе. В Нью-Йорке Розенблат становится еще более знаменитым. Желающие послушать голос Йоселе просто осаждали места, в которых выступал еврейский тенор.
Йоселе Розенблат отказался от предложения директора Чикагской оперы выступать в опере Галеви «Дочь кардинала» за баснословную на то время сумму: $1000/спектакль. Свой отказ Розенблат обосновал тем, что его положение не позволяет ему выступать на оперной сцене. Когда общественность узнала об этой ситуации, популярность Розенблата мгновенно взлетела вверх.
Хотя в опере кантор не выступал, он продолжал давать множество концертов, на которые могли попасть значительно больше слушателей, чем в синагогу. Розенблату льстило, когда его представляли как «еврейский тенор», а не «русский», «украинский» или «венгерский».

Постепенно репертуар Розенблата пополнялся некоторым количеством оперных арий и народных песен. Первый сольный концерт еврейского кантора состоялся в мае 1918 года в Карнеги-холле. Журналисты отмечали, что его исполнение баллады Герцога из оперы «Риголетто» невозможно превзойти ни одним из современных теноров. Если с этим еще можно было поспорить, но с тем, что Розенблат неподражаем в своем исполнении духовных произведений и народных песен – были согласны все.
Йоселе Розенблат становится в один ряд с самыми знаменитыми личностями Америки того времени: о нем все время пишут, а его выступления постоянно анонсируются.
В 1925 году Розенблат обанкротился. Причиной тому стало его неудачное вложение за три года до этого в газетный бизнес. Чтобы как-то поправить свое материальное положение, тенор вынужден начать серию изнурительных выступлений в сборных программах. На них он исполнял песни на различных языках, например, «Эйли, Эйли» на иврите и идише, «Последнюю розу лета» на английском, «Эй, ухнем» на русском, «La campana» на итальянском.
В 1927 году Йоселе Розенблат дает согласие на участие в звуковой кинокартине «Jazz Signer» компании «Warner Brothers». Там кантор играет самого себя, исполняя песню «Yahrzeit Licht». После этой картины был еще ряд киносъемок, что позволяет нам теперь не только слышать его голос, но и лицезреть уникального певца на экране.
Постепенно Йоселе Розенблат стал возвращаться и к канторской работе. В 1933 году ему поступило предложение поучаствовать в фильме, который планировалось снимать на земле Израиля. Розенблат всегда мечтал посетить Эрец Исраэль, поэтому с радостью согласился . Во время съемок фильма он давал ряд концертов и служб в синагогах Иерусалима и Тель-Авива.
Так случилось, что именно в Иерусалиме Розенблат завершил свой невероятный жизненный путь. У него случился сердечный приступ после съемок на Мертвом море, через несколько дней после которого великий кантор скончался.
На его похороны пришли более пяти тысяч человек, где пели коллеги Йоселе – два также выдающихся кантора: Мордехай Гершман и Завел Квартин.
По материалам alefmagazine.com