В древности для окрашивания тканей в голубой цвет существовал такой краситель как тхелет, который имел животное происхождение. Он использовался для окрашивания нитей цицит и одежд первосвященника. Как именно изготавливать тхелет сегодня нам доподлинно не известно.
Заповедь ношения цицит содержит обязательство сделать в них голубую нить, которую окрашивали с помощью тхелет. Кроме этого, в период существования Храма первосвященники носили голубую накидку цвета тхелет, такого же цвета у них были наперсник, шнур, которым закреплялась на лбу золотая пластинка, а также вплетенные в пояс нити.
Талмуд уделяет должное внимание тхелету и самой заповеди ношения цицит, которым посвящена глава «га-Тхелет» в трактате Менахот. Там сообщается, что пригодный для ритуальных обрядов тхелет должен производится из моллюска (улитки) хилазона. Хилазон – морское животное, которое иногда попадает на сушу. Они водились на территории удела колена Звулуна – в северной части средиземноморского побережья Эрец Исраэль, то есть от Хайфы до Тира. В Талмуде хилазон сравнивают с рыбой, а его окрас с цветом моря, неба или сапфира. Он имел твердое покрытие тела, которое необходимо было взламывать непосредственно перед окрашиванием и очень быстро использовать.
Шерсть окрашивали в тхелет еще до ткания. В процессе окрашивания кровь хилазона сливали в огромный чан, куда домешивали различные химические добавки, а потом периодически в скорлупу от яйца сливали пробу на проверку готовности красителя.
В Средиземноморье археологами было обнаружено немало свидетельств древних производств красителей из моллюсков. Также несколько фабрик, судя по всему, находились на территории Палестины.
Однако в VII веке, когда Палестина полностью оказалась под властью мусульман, рецепт изготовления тхелета был безвозвратно утерян. Именно с того времени цицит изготавливали лишь из белых нитей, тогда как Тора предписывала носить одну голубую нить. Возобновление изготовления тхелета носило в себе не только историческую, но и религиозную задачу, потому как этот краситель применяется в Торе гораздо чаще остальных красителей, а также напрямую связан с исполнением заповеди Торы.
Хасидский раввин Гершон Генох Лайнер в конце XIX века совершил первую серьёзную попытку воссоздать производство тхелета. Проведя исследования в ихтиологическом музее Неаполя, он решил, что тхелет изготавливался из сепии, которую каракатица испускает из своего чернильного мешка. Ребе Лайнер посвятил три своих труда проблеме тхелета, которые вызвали жаркие споры в религиозном обществе. Теория Лайнера была принята радзинскими хасидами и членами некоторых других хасидских течений.
Стоит отметить, что тхелет, изготовленный описанным Лайнером способом, не устойчив к стирке, и имеет темный оттенок. Сделанный впоследствии химический анализ показал, что на ткани присутствует неорганический краситель «берлинская лазурь». Дело оказалось в том, что сепия, обрабатываемая серной кислотой с добавлением железа, полностью разрушалась, а выделявшийся при этом азот связывался и давал минеральную смесь гексацианоферратов. Получалось, что сепия не служила источником цвета, а скорее источником азота, как и многие природные органические вещества.
Новую попытку восстановить утраченный рецепт тхелета предпринял будущий главный раввин Израиля, Ицхак Айзик Герцог. Он выбрал в качестве темы для своей диссертации именно пррблему тхелета. В своей работе он всесторонне исследовал этот вопрос. Герцог считал, что слово «тхелет» происходит от названия растения «кала-илан». Раввин также провел химический анализ тхелета по рецепту Лайнера и заключил, что «хасидский тхелет» не является настоящим тхелетом. Тогда Ицхак Герцог выдвинул свою идею, согласно которой хилазоном из Торы является моллюск из семейства Янтина, плавающий на поверхности моря. Этот моллюск имеет голубой окрас и его периодически выбрасывает на сушу.
Уже в 90-е годы прошлого века биолог С.В. Каплан в качестве эксперимента покрасил предварительно протравленную квасцами ткань веществом Янтины, но окрашивание оказалось нестойким.
Еще одна гипотеза основывалась на сходстве пурпурного крашения и крашения тхелетом и предполагала, что красители изготавливались из морских пурпурных улиток, причем одного и того же вида – гекаплекс трункулус. Эта теория относительно недавно распространилась в еврейской религиозной среде, так как о ней ничего не сказано в статье под названием «Хилазон», вышедшей в 1976 году.
При этом немецкий химик Дриссен еще в 1944 году определил, что пурпурное лейкооснование в растворе достаточно неустойчиво. Так, при попадании солнечных лучей на раствор происходит фотохимическая деброминация, то есть отщепление атомов брома под действием солнечного света. В итоге образуется индиготин, а цвет престаёт быть таким насыщенным, переходя в чисто голубой. Кроме того, есть гораздо более простой способ получения голубоватого пурпура – сортировка моллюсков по полу, размеру и даже загрязнению среды обитания.
О том, что тхелетом является голубоватый пурпур, заговорил в начале 80-х годов И.И.Зайдерман. Тогда же другие ученые, Отто Эльснер и Эуда Спаниер, опубликовали свои работы, в которых описывалось получение чисто голубого цвета. В частности, О. Эльснер доказал, что самцы моллюска дают голубоватый пурпур, а самки – обычный. В поддержку этого варианта высказался в 1985 году раввин Элияу Тавгер, считавший его соответствующим галахе.
В 1993 году было налажено массовое производство голубых нитей. Предприятие запустилось в поселении Кфар-Адумим. Сырье для красителя, то есть моллюски, импортируются из Греции и Испании, где они обитают в достаточно большом количестве.
Во время археологических раскопок на территории Палестины были обнаружены ткани, которые, предположительно, окрашены цветом тхелет или подобным ему. Один из родоначальников израильской археологии, Игаэль Ядин, утверждал, что остатки шерстяной ткани, найденные в пещерах Мертвого моря, окрашены в поддельный тхелет – смесь растительного индиго и других красителей красного цвета, главным образом ализарина из марены.
Не так давно еще один ученый, Цви Корен, с помощью метода HPLC впервые выявил, что отрезок мантии из обнаруженных остатков царского дворца в Масаде был покрашен с помощью красителя, изготовленного из моллюска. Корен предположил, что этот кусок ткани является частью одеяния царя Ирода Великого, а цвет его не чисто голубой, а именно пурпурно-голубой. Согласно современным исследованиям, древние образцы животного крашения пурпурно-голубого цвета содержат моноброминдиготин в сочетании с индиготином.
В результате, наука пришла к такому заключению, что тхелет, описываемый в Торе, изготавливался из морских пурпурных улиток под названием Hexaplex trunculus, но, возможно, окончательный оттенок требует еще некоторой корректировки. Эту теорию поддержало немало ученых, а также некоторые раввины. Есть ряд течений иудаизма, сторонники которых носят на своих талитах цицит с нитями, окрашенными в цвет тхелет.
Тхелетом, как и другими красителями животного происхождения, не окрашивают обычную одежду, но зато, относительно недавно, тхелет стали использовать в живописи.