Шел 1912 год. Это было тяжелое время для евреев Европы - угнетение, нищета, кантонистский декрет и погромы в России нависали над их головами. С 1880-х до начала 1900-х годов многие евреи бежали из России в попытке обеспечить себе будущее, часто высаживаясь на берегах Америки. Одним из самых больших кораблей, на борту которого находилось несколько сотен таких пассажиров, был «Титаник». Вот несколько интересных фактов о судьбе евреев, которые поднялись на борт корабля.
1. "Согласно списку компании White Star Line, на борту было несколько сотен евреев," - сказал Эли Московиц, автор книги Евреи Титаника (написанной на иврите), в статье Ynet News. На борту находились дети нескольких хасидских семей, включая Гуршона Коэна, Абрахама Хаймана и Джени Драпкина. "Некоторые из них находились в каютах первого класса, но большинство находилось в третьем, который предназначался для иммигрантов, и где у людей были самые низкие шансы выжить. Точное число евреев в третьем классе до сих пор неизвестно."
Хотя и есть списки, идентифицирующие пассажиров-евреев по именам, Московиц предполагает, что их могло быть больше, поскольку некоторые евреи изменили свои имена и зарегистрировались по поддельным удостоверениям личности перед посадкой на корабль. "Единственный способ бежать (из России) был путь подделки документов," - говорит Московиц. За это время (примерно с 1880-х по 1920-е годы) примерно 2,7 миллиона евреев бежали из России, спасаясь от усиливающихся религиозных преследований, кровавых кишиневских погромов и страшного кантонистского декрета.
2. Общий язык, культура и религия создали на корабле сплоченную общину. Они вместе обедали и молились, жили в соседних каютах. По словам Московица и историка и писателя Чарльза Хааса, артефакты с «Олимпии», корабля-побратима «Титаника», доказывали, что для евреев «Титаника» существовало отдельное кошерное меню и посуда. На обоих кораблях была одинаковая посуда, а некоторые сохранившиеся артефакты представляли собой посуду с надписями "мясо" и "молоко." Текст, написанный в нижней части стандартного меню, также предлагал отдельные кошерные номера. Согласно Хаасу, Чарльз Кеннел был назначен еврейским поваром и надзирающим раввином «Титаника». Он разделил судьбу большинства своих собратьев.

3. На Титанике была только половина спасательных шлюпок, необходимых для пассажиров, но даже они не были заполнены полностью. Люди в третьем классе пытались выбраться из водяной могилы, пробираясь через лабиринт кают нижнего этажа. Гибель людей была исключительно тяжелой и непропорциональной среди пассажиров третьего класса. Из 710 пассажиров третьего класса, находившихся на борту, только четверть избежала смерти. Записи HIAS (еврейское общество помощи иммигрантам) показывают, что только 27 евреям удалось выжить.
4. Из примерно 1500 утонувших удалось найти тела только 340 человек. Большинство еврейских жертв не удостоились надлежащего еврейского погребения. Московиц пишет о деле Цвии Майснер, которая выжила, но тело ее мужа так и не было найдено. Она получила статус агуны, женщины, которая не может выйти замуж из-за сомнительного статуса смерти своего мужа. В данном конкретном случае ей было разрешено снова выйти замуж.
5. В ту ночь погибло несколько богатых евреев, включая Бенджамина Гуггенхайма, знаменитого американского горного магната. По сообщениям, Гуггенхайму предложили спасательный круг и возможность спастись вместе с женщинами, но он отказался, сказав, согласно Еврейской Хронике: "Ни одна женщина не погибнет из-за моей трусости." Газета добавила, что после того, как он "помог офицерам... сажая женщин в лодки", он умер с "шуткой на устах." Его тело так и не нашли.

Исидор и Ида Штраус, владельцы универмага Macy's, также погибли в ту ночь. Хотя политика "женщины вперед" могла спасти Иду Штраус, она отказалась бросить мужа.

6. Натан Штраус, брат Исидора, должен был быть на корабле. Натан, Исидор и их жены вместе путешествовали по Израилю. Натан Штраус был особенно поражен подавляющей бедностью и огромным благочестием евреев, которые жили в стенах Иерусалима, и решил разработать планы, чтобы помочь им, вместо того, чтобы вернуться с братом, тем самым пропустив злополучную поездку. В течение этого времени Натан следовал своим убеждениям и основал столовые для бедных Иерусалима.
Натан считал, что его решение помочь Иерусалимским евреям спасло ему жизнь. Позже он также основал медицинский центр Straus, станции по уходу за детьми и детские школы. Город Нетания назван в его честь.
7. Одним счастливым пассажиром третьего класса, которому удалось выжить, был Абрахам Иосиф Гимнан. Высадившись на Манхэттене и увидев продажу кошерных деликатесов на каждом углу, он вернулся в Англию и открыл кошерный гастроном, назвав его «Титаник».
8. Еврейская община рассматривала крушение Титаника как коллективную и личную трагедию. Идишский лирик Соломон Смол написал оригинальную песню в честь погибших на «Титанике» под названием "Der Nasser kever" или "Водяная могила", которая отражала чувства американских евреев того времени. Лирика заканчивалась строфой в честь Иды Штраус: "Но послушайте эту женскую душу – я не сдвинусь с места, я умру здесь со своим мужем." Иллюстрацией, опубликованной вместе с нотными листами песни, была фотография мужчины и женщины, парящих над гибнущим пароходом с нимбом на головах, в честь Иды и Исидора Штраус.

Кантор Йоселе Розенблатт записал песню Кель Мале Рахамим в посвящении павшим с Титаника. Он также добавил к песне слова "Для людей «Титаника», утонувших в море, ушедших к своему вечному дому." Доходы от этого альбома, собравшего $ 150,000, были внесены в фонд семей, потерявших близких на Титанике.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк