Несколько лет назад профессор Дан Амир начал исследовать историю своей семьи. Заслуженный профессор математики, он работал ректором Тель-Авивского университета. Изучение семейной истории может вызывать зависимость и расшатывать нервы; оно требует терпения и времени, порой и материальных вложений. Это черная дыра, в которой могут утонуть даже абсолютно рациональные люди, и Амир, которому сегодня 80 лет, также встретился со сложностями.
Хотя семейные документы, которые он имел в своем распоряжении после смерти родителей, не удовлетворяли его любопытство в достаточной мере, у него была одна важная подсказка: смутное воспоминание о том, что его прадедушка каким-то образом был связан с семьей Черняховских. Нет, не семья современного еврейского поэта, а известного советского генерала, Ивана Даниловича Черняховского - советского героя, который был убит в январе 1945 года, недалеко от города, который известен нам как Калининград. Новость о его смерти разнесли по всему миру, Уинстон Черчилль даже отправил письмо с соболезнованиями Иосифу Сталину.
Еще при жизни, Черняховского знали и любили не только в СССР, но и на Западе. За несколько месяцев до его смерти журнал Time описал его как "волевого молодого еврейского генерала с железными мускулами."
Было, конечно, нечто захватывающее в предположении, что еврейский генерал возглавил Красную Армию в битве за Берлин. Однако, когда Time сообщил о смерти Черняховского, не было упоминания о его еврейском происхождении, а The New York Times опубликовала, что московские газеты опровергли информацию о еврейском происхождении Черняховского и написали, что он был прихожанином Украинской православной церкви.
Еврейская пресса в британской Подмандатной Палестине также была серьезно озабочена вопросом о его возможном еврейском происхождении. Многие читатели газеты Davar направили в редакцию запросы на эту тему, и 25 августа 1944 г. редакция ответила на все эти вопросы заявлением о том, что Черняховский не был евреем. Однако, через несколько недель после его смерти, у редакции стали возникать сомнения.
22 февраля 1945 года Davar сообщила, что советский посол в Вашингтоне, Андрей Громыко, поднял бокал в память Черняховского; он прямо заявил, что покойный генерал действительно был представителем еврейского народа.
Маршал Советского Союза А.Василевский и генерал армии И.Черняховский принимают капитуляцию немецкого генерала. Витебск, 1944 год
С тех самых пор спор о возможном еврейском происхождении Черняховского не ослабевает. Книги и статьи, которые появлялись на протяжении многих лет, особенно на английском языке, имели тенденцию повторять мысль о том, что Черняховский был, по сути, евреем. Среди прочего, они опирались на известного еврейского историка Сало Барона, который стал широко известен в Израиле, когда дал показания на суде по делу Адольфа Эйхмана. В статье бывшего заместителя председателя Трудового суда Израиля, судьи Саула Кубового, опубликованной в августе 2006 года в газете «Гаарец», еврейское происхождение Черняховского упоминается как общеизвестный факт.
Со своей стороны, Дан Амир был очень воодушевлен массой статей и биографий, написанных о Черняховском, он надеялся, что найдет в них основание для исследования своего собственного генеалогического древа. Он не пытался найти знаменитых предков из соображений тщеславия. "Мне не важно, чтобы в моей семье был еще один генерал", заявил Амир, в конце концов он - сын первого командующего Военных сил Израиля.
Как математик, Амир любит головоломки. Кроме того, вопрос возможного еврейского происхождения Черняховского был не единственной загадкой, витающей вокруг генерала. Чем больше Амир углублялся, тем более странные противоречия он обнаруживал, особенно в биографиях, написанных на русском языке. Даже год рождения советского героя был непонятным, предлагалось два варианта: 1906 и 1907.
История продолжала захватывать Амира, и он просто не мог остановиться. Обойдя все просторы интернета и запросив информацию у бесчисленного количества людей, по электронной почте и телефону, он, наконец, решил инвестировать свой исследовательский бюджет в попытку разгадать тайну, и нанял двух исследователей - Бориса Морозова и Александра Маслова. Проект занял четыре года. Документы и дневники Амира превратились в толстые тома, которые сегодня содержат тысячи имен и дат.
Задача была не из простых. Снова и снова исследователи находили евреев, которые утверждали, что были связаны с генералом. Один человек из Холона утверждал, что Черняховский был его двоюродным братом, и что его настоящее имя было Ицхак Давидович. Согласно показаниям этого человека, его дочь услышала это имя во время разговора с вдовой генерала.
В одном из архивов исследователи, нанятые Амиром, нашли показания, данные вдовой Черняховского. Хотя в этом свидетельстве и не было доказательств его возможной еврейской идентичности, женщина действительно предложила объяснение тайны, окружающей его детство. Возможно, его семейное происхождение считалось неподходящим для героя Советского Союза: он был сыном фермеров, а не трудящихся на заводе. В раннем возрасте он стал сиротой и своего рода беспризорником, который не посещал школу. Однажды он даже лег на рельсы, в надежде, что поезд прервет его жизнь. Семья, которая позже его усыновила, также не принадлежала к пролетариату. Каждый биограф придумывал свою биографию для Черняховского, каждая из них оставалась неясной относительно его возможного еврейского происхождения.
Один из исследователей Амира много путешествовал по Украине, посещал деревенские церкви и удаленные ЗАГСы, сдувал пыль с книг регистрации населения, которые постепенно крошились от возраста, и пробирался через огромные кучи пожелтевших документов. Результаты этого интенсивного детективного проекта есть в последнем выпуске престижного британского журнала о военной истории: «Журнал славянских военных исследований». К сожалению, результаты оставляют мало места для сомнений: семья Черняховских зарегистрирована в реестре Русской православной церкви. До тех пор, пока не будут получены противоположные доказательства, Ивана Даниловича Черняховского нельзя считать евреем.
Естественно, Амир расстроился. Он надеялся внести в летопись истории величайшего еврейского полководца всех времен - по крайней мере, со времен Иегуды Маккавея.
Есть, однако, один маленький нюанс. Те евреи, которые пережили Холокост, утверждали, что Черняховский относился к ним с большой теплотой и пытался всячески помочь им. Все они были уверены, что он был евреем. Амир говорит, что некоторые результаты его исторического исследовательского проекта заставляют его думать, что и сам Черняховский также считал себя евреем...
Источник: haaretz.com
Перевод Анастасии Яценюк