Часть 1. Расцвет общин Медины
После разрушения Второго Храма и изгнания евреев со Святой Земли еврейские общины возникли по всему миру, от Курдистана до Австралии. С созданием государства Израиль в него собрались изгнанники с четырех сторон света. Почти из всех стран мира приехали сюда евреи. И только из Саудовской Аравии не прибыло ни единого еврея, ибо 1400 лет назад еврейская община этой страны была уничтожена без остатка, и с тех пор евреи не возвращались туда.
Еврейская община Северной Аравии – современной Саудовской Аравии – была одной из самых древних еврейских общин за пределами Земли Израиля. В 627 году Мухаммед, пророк ислама, уничтожил большую часть еврейской общины Аравии. Согласно мусульманской традиции, Мухаммед завещал, чтобы на Аравийском полуострове не было двух религий, и чтобы на этой территории остались только мусульмане. Второй халиф, Умар ибн Хаттаб, исполнил это завещание и в 636-637г.г. изгнал оставшихся евреев из Саудовской Аравии. Так эта община была стерта с лица земли.
Из-за этих событий, а также из-за ненависти, которая существовала между мусульманами и евреями на заре ислама, не сохранилось никаких источников, которые описывали бы образ жизни евреев Аравии. Поэтому, если мы хотим узнать что-то об этой древней общине, мы вынуждены опираться на классические мусульманские источники.
Из Земли Израиля на Аравийский полуостров
Наиболее ранняя традиция относит появление евреев на Аравийском полуострове еще к тем временам, когда сыны Израиля скитались по пустыне после Исхода из Египта. Мусульманское предание гласит, что прежде чем евреи вошли в Землю Израиля (в 14 в. до н.э.), Моше послал еврейских воинов, чтобы те уничтожили амалекитян, которые жили в городе Медине. Воины победили амалекитян, однако оставили в живых царского сына, чтобы Моше решил, как с ним поступить. Однако когда воины привели пленного принца в лагерь сынов Израиля, Моше уже не было в живых. Сыны Израиля разгневались на воинов за то, что те оставили принца в живых, вопреки заповеди Всевышнего, и поклялись, что мятежные воины не войдут в Землю Обетованную. Воины, убитые горем, возвратились в Медину и остались там навсегда. Это предание сочетает в себе историю борьбы сынов Израиля с Амалеком после Исхода из Египта и историю войны царя Шауля с амалекитянами в Земле Израиля в 10 в. до н.э. Даже среди мусульман есть те, кто признает, что это предание – не более чем выдумка.
Если мы отнесемся к этому преданию как к плоду воображения его авторов, то следующей вехой на нашем пути станет конец периода Первого Храма. Источники, датируемые этим периодом, имеют под собой более твердую основу: из надписи Набонида (вавилонского царя, который правил с 556 по 539 гг. до н.э.), найденной на территории древнего Харрана, мы узнаем, что евреи, изгнанные вавилонянами из Иудеи, поселились в оазисах Северного Хиджаза и охраняли там вавилонские крепости. Эти сведения соответствуют традиции, изложенной в Иерусалимском Талмуде (трактат Таанит, 4:5): «Сказал рабби Йоханан: восемьдесят тысяч молодых священников бежали в войско Навуходоносора и ушли к исмаильтянам». Согласно этой традиции, появление евреев на Аравийском полуострове можно датировать не позднее чем 7 или 6 в. до н.э.
По всей вероятности, к этой первой волне эмиграции прибавилась новая волна во времена Второго Храма. Другое мусульманское предание гласит, что следующая волна еврейских эмигрантов прибыла в Медину, спасаясь от преследований царей династии Селевкидов (2 в. до н.э.) или римлян (1 в. н.э.) в Земле Израиля. Несколько семей священников (коѓаним) бежали тогда в пустыни Аравии и добрались до Медины. Некоторые исследователи полагают, что в период, предшествовавший разрушению Второго Храма, евреи начали переселяться на Аравийский полуостров не из-за преследований, а из-за крайне высокой плотности населения в Земле Израиля.
Уважение к евреям
Согласно исламской традиции, евреи Медины были потомками Йосефа и выходцами из семей священников – потомков колена Леви. Некоторые исследователи полагают, что члены еврейских общин Хиджаза были в основном прозелитами из местного арабского населения, принявшими иудаизм. Проблематичность этой теории состоит в том, что иудаизм не подразумевает миссионерство, и потому трудно объяснить столь массовое обращение арабского населения в иудаизм. Более того, нам известно, что еврейские общины Медины и других областей Хиджаза были носителями древних традиций, оказавших влияние на Коран. Трудно предположить, что общины прозелитов были носителями таких традиций.
Евреи Медины имели значительное политическое и религиозное влияние в Аравии. В 50-е и 60-е годы 6 в. н.э. они поддерживали Персидскую империю и даже были ее наместниками, как и евреи других общин на тогдашнем семитском пространстве. В ту эпоху Византия и Персия вели между собой ожесточенную борьбу за власть, и евреи, которые нередко страдали от христиан, поддерживали персов. До тех пор, пока в Медину не пришли ауситы и хазраджиты, евреи властвовали над местными арабскими племенами, которые буквально преклонялись перед ними и многое перенимали у них. Существуют исламские источники, которые даже величают евреев «царями». Когда в Медину пришли ауситы и хазраджиты, между ними и евреями завязалась борьба за власть в городе, пока правитель области не назначил одного знатного хазраджита городским главой.
Жизнь евреев общины была благополучной. Они наслаждались благосостоянием и свободой и имели полную автономию. Местные арабские племена питали к ним глубокое уважение и часто обращались за советом, так как считали их мудрыми, культурными и развитыми людьми. Еще одна причина такого уважения заключалась в том, что евреи – народ Книги – умели читать и писать, что было довольно большой редкостью в средневековой Аравии.
Обосновавшись на Аравийском полуострове, евреи переняли арабские обычаи, язык и образ мышления. Евреи и арабы заключали между собой союзы и стояли друг за друга в час войны. Это приводило к тому, что порой евреи воевали вместе с арабами, своими союзниками, против других еврейских племен.
С другой стороны, многие арабы перенимали еврейские обычаи, и кроме прочего, посылали своих детей на обучение к еврейским учителям. Позднее это очень помогло Мухаммеду распространять монотеизм в арабской среде. Условия жизни в пустынях Аравии были крайне тяжелы, многие дети умирали от болезней, и арабские матери давали клятву: если ребенок выживет, его пошлют на обучение к еврейскому учителю.
Большинство евреев Медины занимались торговлей. Кроме того, среди них были кузнецы, ювелиры, виноделы, земледельцы. По мнению исследователей, одной из причин запрета пить вино, который Мухаммед наложил на своих приверженцев, было стремление ударить по карману еврейских виноделов.
Жители пустынь Аравии были подвержены многочисленным болезням. Евреи, которые в совершенстве владели строительным ремеслом, возводили себе роскошные дворцы на вершинах холмов и таким образом спасались от всевозможной заразы, которая угрожала жителям пустыни. Кроме того, они были искусными земледельцами, и им удалось превратить пустыню в цветущий сад, создавая богатые хозяйства. В глазах арабов это было истинным чудом, и они восхищались евреями и стремились войти к ним в доверие. Владение тайнами строительства и земледелия принесло евреям Северной Аравии огромное богатство и великий почет.
Помимо Медины, еврейские общины существовали также в других частях тогдашнего семитского пространства: на территории нынешних Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Ирака. Евреи этих общин обладали немалой военной силой. Они располагали большим количеством лошадей и самым современным для той эпохи оружием. Мухаммед конфисковал у евреев оружие и лошадей, так как опасался, что евреи станут воевать с ним.
Мухаммед и евреи
В 622 году жители Мекки задумали убить Мухаммеда и он бежал в город Ясриб, который позднее был назван Медина. В то время в Медине жили три крупных еврейских клана: Кайнука, Надир и Курайза, а также два арабских племени, которые враждовали между собой. Мухаммеда пригласили в Ясриб арабские племена, чтобы он разбирал тяжбы между ними. Они заключили с ним союз и пообещали ему, что он станет их главой.
Поселившись в Медине, Мухаммед заключил союз с евреями. Он считал, что укрепление связей с евреями поможет ему оказать влияние на них, чтобы они перешли в ислам и подчинились ему. Он часами просиживал в синагогах с еврейскими мудрецами, слушал их речи и спорил с ними. Связь с еврейскими мудрецами обогатила его знаниями и повлияла на создание заповедей и законов новой религии, которую проповедовал Мухаммед.
Для того чтобы еще больше приблизиться к евреям, Мухаммед принял многие из их обычаев. Наиболее известные из них – это молитва в сторону Иерусалима, пост в десятый день месяца тишрей, который соответствует Йом Кипуру, запрет есть свинину и падаль. Овладев обширными знаниями в области иудаизма, пророк ислама мог упоминать в своих проповедях такие образы из Писания как Ноах, Моше и Корах, чтобы убедить оппонентов в своей правоте. Мухаммед посвятил много времени, чтобы убедить евреев Медины в том, что он является преемником пророков Израиля, и призывал их примкнуть к новой религии именем праотцев. Евреи же, опираясь на слова Талмуда, утверждали, что пророчества больше не существует, и отказывались признать Мухаммеда истинным пророком.
Продолжение следует
Источник: midrasha.net