Издавна сложилась традиция, что в то время, когда весь мир празднует Пурим, святой град Иерусалим и некоторые другие города ждут своего часа, и в них сам праздник, веселье и заповеди Пурима отмечаются на день позже.
Так получилось из-за того, что, как написано в самой Мегилат Эстер, евреям престольного города Шушан (он же Сузы – одна из четырех столиц Персидской империи) был дан дополнительный день, чтобы защитить себя от врагов, желавших их погибели (антисемитов, видно, там было намного больше, чем в других местах). А веселиться стали на день позже, чем остальные евреи.
Поэтому постановили, что в память об этом дне евреи, живущие в Шушане, а также в больших городах, которые были обнесены крепостной стеной еще во времена Йегошуа бин Нуна, празднуют Пурим на день позже, чем все остальные – а именно 15 Адара. Этот день получил название Шушан Пурим.
Почему именно так? Было бы понятно, если решение мудрецов касалось бы городов с крепостными стенами во времена Мордехая и Эстер, но при чем тут Йегошуа бин Нун?
Объясняется это тем, что таким образом, мужи Великого Собрания («аншей Кнесет а-гдола»), установившие Пурим в качестве праздника для всего еврейского народа, отдали дань почета своей исторической родине – Эрец Исраэль и своей духовной столице, сердцу мира – Иерусалиму. Во времена Мордехая и Эстер Иерусалим только-только отстраивался после вавилонского изгнания, страна была была опустошена и там не было городов, окруженных стеной. Получалось, что Эрец-Исраэль менее важна, чем страны диаспоры. И мудрецы решили, что Шушан-Пурим будут праздновать города, которые были обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, когда евреи, прошедшие сороколетний путь по пустыне, завоевывали Ханаан, делая из него Эрец Исраэль.
В то время, сомнений нет, будущий Иерусалим был обнесен стеной. Под сомнением несколько городов, которые, вполне вероятно, таки да были окружены в те древние времена: Цфат, Хеврон, Тверия, Акко и Яфо. Некоторые добавляют сюда также Шхем, Луд, Бейт Шеан, Беер Шеву, Азу, Хайфу, Шило, Дамаск, Цор и Багдад. Как же поступают они? Это зависит от обычая, принятого в общине, а те, кто устрожают (а такие всегда находятся, по любому вопросу), на всякий случай празднуют два дня – и читают Мегилат Эстер (и 14 Адара, и 15-го – без благословения), и обмениваются подарками, и делают «лехаим» – два дня подряд.
Интересный факт: единственный европейский город, который, согласно еврейской традиции, мог быть окружен крепостной стеной во время Йегошуа бин Нуна – это Прага. И до сегодня там есть традиция продолжать праздник, не ограничиваясь одним днем, и читать свиток Эстер, правда без брахи.
На сегодняшний день Иерусалим – единственный город в мире, где Пурим празднуют 15 Адара. Кроме того, тогда же празднуют и города, находящиеся вблизи (на расстоянии, не превышающим километр), из которых видно Иерусалим (например, Маале Адумим).
Только в Иерусалиме может случиться ситуация, что Пурим празднуется три дня подряд – это называется «Пурим-Мешулаш» («утроенный Пурим»). Это может случиться, если основной Пурим выпал на пятницу, соответственно 15 адара – это суббота. В субботу Мегилат Эстер читать нельзя, тогда заповеди Пурима распределяются на три дня: от пятницы и до воскресенья. 14-го Адара читают Мегилу, 15-го произносят необходимые вставки в молитвах и читают Тору, а в воскресенье, 16-го – пируют и посылают «шелахмонес».
В Галахе дата 15 Адара носит особый полупраздничный статус даже для жителей тех городов, которые не празднуют Шушан Пурим. В этот день запрещено поститься, справлять траур, не говорят некоторые отрывки в молитвах. Из солидарности с Иерусалимом и в честь Шушан Пурим принято устраивать небольшую трапезу.