Третья из суббот в составе четырех особенных суббот, когда читают специальные отрывки из Торы – это наша ближайшая суббота «Шабат Пара». Специальный дополнительный отрывок, который читают в эту субботу – это стихи из книги Бамидбар (Числа, 19:1-22), рассказывающий об очищении от ритуальной нечистоты мертвого тела («тумъа») паломников, приходящих в Иерусалим на Песах. Шабат Пара – это один из этапов по подготовке к празднику Песах.
Слово «пара» на иврите – корова, однако имеется в виду не просто корова, а «пара адума» – дословно красная корова (имеется в виду рыжая, конечно).
Так как это заповедь, предписанная самой Торой, то к чтению этого отрывка следует отнестись со всей серьезностью, и обязательно прийти в синагогу на ее чтение.
Сама процедура происходила так: искали полностью рыжую телицу, не знавшую ярма, и приводили ее к первосвященнику. Он передавал ее жрецу, который вне стана зарезал ее, сжигал, и пепел ее, смешанный с водой, служил для очищения от скверны прикосновения к трупу. В период Второго Храма заклание и сожжение этой жертвы происходило на Масличной горе (находится напротив Храмовой горы). Причем, что интересно, пепел рыжей коровы очищал ритуально нечистого, но осквернял самого очищающего.
Этот отрывок читают перед наступлением месяца Нисан, чтобы напомнить всем о необходимости ритуального очищения перед праздником Песах, потому что только ритуально чистый человек мог приносить жерты в Храме и кушать некоторые части жертвенных животных. Следовательно, и «корбан Песах» – главное жертвоприношение года – должно состояться в срок и в приличествующем виде.
Хоть сейчас Храма нет, и жертв мы не приносим, и некоторые вещи, связанные с Храмом не релевантны на сегодняшний день, мы изучаем заповеди, связанные с ритуальной чистотой и жертвоприношениями, и это засчитывается Всевышним.
Следует сказать, что есть различные виды ритуальной нечистоты – и сегодня мы можем очиститься от некоторых из них – например, посредством «нетилат ядаим» – омовением рук, или посредством миквы – окунанием в бассейн с дождевой или речной водой. А вот пепел красной телицы очищает лишь от «тумъат мет» – нечистоты от мертвого тела.
Мицва о «пара адума» – самая редкая в Пятикнижии. За всю историю ее удалось выполнить только девять раз. Первый раз ее выполнил Моше, и раствора пепла хватило до конца периода Первого Храма. Потом Эзра, и после него эту мицву выполняли еще семь раз. А последний – десятый раз, ее должен осуществить Мошиах. После его прихода, сказано, что нечистота и смерть вообще совершенно исчезнут.
В еврейской традиции, заповедь о «пара адума» – пример закона, который непостижим человеческим разумом («хука»), он иррационален. Мы выполняем его только потому, что это повеление Всевышнего. Истинный смысл этой заповеди мы узнаем только после прихода Мошиаха.