Израиль является чуть ли самой заманчивой страной для археологов. История здесь «лежит» практически под ногами. В Израиле совершенно в порядке вещей, прогуливаясь по иерусалимскому парку обнаружить древнюю монету времен существования Второго Храма или, к примеру, вернуться с пикника на севере страны с найденным осколком мозаики византийской эпохи.
Недавно в центральной части Израиля было найдено целое владение, в том числе винодельня и каменоломня, собственником которого был некий зажиточный самаритянин, проживавший в данном месте около 1600 лет назад, когда Израиль еще входил в состав Византии. На дне принадлежавшей ему винодавильни вычерчена надпись на греческом языке: «Пусть Господь сохранит прекрасные угодья господина Адиоса, амен».
Сохранившиеся до наших дней остатки имения одного из самаритян были найдены по чистой случайности, когда расчищали территорию под постройку нового жилого квартала. Эта находка – еще одно доказательство существования уникальной общины, имеющей некоторые сходства с еврейской, и которая называется Самария (Шомрон). Причем данная община всегда присутствовала в Эрец-Исраэль.
Считается, что история самаритян берет свое начало от слабозаселенных холмов Самарии. Как известно, после захвата Ассирией в VIII веке до н.э. Израиля большинство еврейских жителей попали в изгнание. Десять из двенадцати колен Израиля бесследно пропали в плену, а остальные два были позже принудительно выселены в Мидию вавилонянами. В Эрец-Исраэль удалось сохраниться лишь незначительному количеству еврейских крестьян.
Относительно того, что же способствовало появлению самаритян, существуют два мнения.
Самаритяне уверены, что они являются потомками колен Эфраима и Менаше, тогда как современных евреев они считают потомками только одного колена - Йегуды. Из этого можно сделать вывод, что самаритяне – это истинные евреи, та малочисленная группа, оставшаяся в разорённом ассирийцами Эрец-Исраэль, но чьи обычаи, в виду изоляции от других евреев, расходятся с общепринятыми еврейскими обычаями.
Согласно же еврейским источникам, самаритяне не имеют никакого отношения к евреям. Будучи язычниками, проживавшими в месопотамском городе Кута, они переселились в опустошенный Эрец-Исраэль. Там, в результате тесного общения с оставшимися еврейскими крестьянами, их традиции смешались с еврейскими, что и позволило создать новый этнос. Поэтому в еврейских источниках самаритян называют кутим – жителями Куты.
Единственное, что можно сказать с большой уверенностью – это то, что, после возвращения евреев из изгнания отношения их с самаритянами были не безоблачными. Хотя самаритяне и верили в единого Б-га, признавали Тору, евреи не воспринимали их как своих. Когда планировалось строительство Второго Храма, что описывается в Книге Эзры, самаритяне хотели также участвовать в этом, но евреи им отказали. Такой отказ сильно обидел самаритян, и они старались любым способом помешать возведению Храма. В дальнейшем они практически полностью отдалились от иудаизма, сохранив лишь некоторые обычаи, которые, несомненно, связаны с еврейством.
Любопытный факт: самаритяне для большинства евреев всегда были негативными персонажами, поэтому христианское предание о «добром самаритянине» евреями воспринималась как нечто фантастическое.
Судьба самаритян, которые все время проживали в Эрец-Исраэль и никогда не изгонялись оттуда, не такая уж завидная даже по сравнению с евреями. Если иудаизм в христианской Византии считался разрешенной религией и евреев никто тогда насильно не обращал в христианскую веру, то самаритяне воспринимались как язычники, хотя и верили в единого Б-га. Поэтому самаритяне должны были против своей воли креститься, из-за чего они поднимали несколько восстаний.
При переходе Эрец-Исраэль под власть мусульман положение самаритян существенно не изменилось. В итоге самаритянская община сократилась до критического уровня.
Однако самаритянам все же удалось сохраниться. Сегодня израильская община самаритян насчитывает примерно 800 человек, хотя еще в начале XX века их численность не превышала сотни.
Самаритяне в Израиле имеют уникальные права: хоть они и не считаются официально евреями, на них распространяется закон о возвращении; их религия не признана как одно из ответвлений иудаизма, но фактически является им. Чтобы избежать полного исчезновения, самаритянам разрешается вступать в браки с евреями и караимами, прошедшими предварительно процедуру самаритянского «гиюра».
Арабы оказали огромное влияние на самаритян. Так, многие из них говорят на арабском и на иврите.
Если мы хотим представить, что было бы с иудаизмом, не будь Вавилонского изгнания, Талмуда и Устной Торы, то достаточно взглянуть на религию самаритян. Они не принимают Мидраш и Талмуд, не празднуют Пурим. Одежда самаритян напоминает одежду евреев-кочевников, которые только оказались в Земле Обетованной. Гора Гризим, на которой когда-то находился самаритянский храм, является для них святым местом. Храм этот был разрушен Александром Яннаем, правителем еврейского Хасмонейского царства.
Споры относительно статуса самаритян среди мудрецов не утихают и поныне. Было решено, что самаритяне все же не евреи, так как они поклоняются изображению голубя на горе Гризим. Правда, неоспоримых доказательств этому поклонению нет. А сами самаритяне считают себя и евреев одним народом, разделенным историей…
По материалам detaly.co.il