В защиту еврейского народа, проявляя смелость, не боясь «смотреть в глаза» антисемитизма, выступал ряд русских богословов и религиозных мыслителей. Одним из таких людей был Александр Глаголев.
Александр Александрович Глаголев родился в 1872 году в семье священника, который имел происхождение от потомственных дворян Тульской губернии – так отмечено в записях о воинской службе. В 1894 году Александр Александрович окончил духовную семинарию, расположенную в городе Тула. Затем, в 1898 году, получил степень богословия в Киевской духовной академии. И уже в 1900 году успешно защитил диссертацию на тему «Ветхозаветное учение об Ангелах» и получил степень Магистра богословия.
Глаголев стал доцентом кафедры древнееврейского языка и библейской археологии при Киевской духовной академии. Спустя несколько лет - профессором по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. Александр Александрович пользовался заслуженным авторитетом среди своих коллег как выдающийся ученый, и это послужило поводом к избранию его кандидатуры на должность ректора вышеуказанной академии, однако он не был утвержден Синодом – «наверху» посчитали, что духовную академию должен возглавлять представитель монашествующего духовенства.
Удивительным талантом был наделён к изучению иностранных языков – в общем количестве Глаголев владел восемнадцатью древними и новыми языками. В пожилом возрасте он уделял время изучению итальянского языка. Мудрость, авторитет, глубокие знания также способствовали вхождению в состав Комиссии по научному изданию славянской Библии, принятию участия в издании Православной Богословской энциклопедии. На протяжении всей своей карьеры Глаголев успешно проявил себя и во многочисленных публикациях в журналах на религиозную тематику.
Священник Глаголев был другом семьи родителей писателя Булгакова и его (Михаила Булгакова) духовником.
Александр Александрович оказывал активное противостояние еврейскому погрому в Киеве, который состоялся в 1905 году. В одной из заметок об этом было написано в чикагском издании «Русский Глобус», автором которого является Геннадий Меш:
«Жестокой осенью 1905 года зуд погромов и убийств снова выплеснул людей на улицы. В разъярённую человеческую массу в полном облачении с крестом и хоругвями в руках вторгается небольшой крестый ход. Возглавляют который его настоятели православных храмов Александр Глаголев и Михаил Едлинский. Через Контрактовую площадь и Гостиный ряд крестный ход направляется к еврейским лавчонкам. Настоятели увещевают толпу не заниматься этим злым, нехристианским делом. Кое-кто узнаёт своих наставников, снимает шапки. Толпа колеблется, редеет, постепенно расходится. И так было ни один раз».
Александр Александрович в опубликованной работе под названием «Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской церкви» проявлял крайне резкую критику антисемитских настроений авторов, дискредитирующих Ветхий Завет. В предварительном следствии по «делу Бейлиса» Глаголев был привлечён в качестве эксперта по вопросу об употреблении иудеями человеческой крови. И в своём экспертном мнении он показал, что по закону Моисея из Ветхого Завета запрещено пролитие человеческой крови, а также употребление таковой в пищу. А Талмуд и иные документы, в которых закреплены мнения авторитетных раввинов, не только не отменяют, но и не смягчают этот. Таким образом, данное мнение Глаголева, как экспертиза, стало весомым аргументом в пользу тех, кто являлся противником версии ритуального убийства.
Много лет своей жизни Глаголев посветил изучению, публикациям, лекциям, и уделял внимание он важной тематике – социальным вопросам ветхозаветной истории. Также провёл самостоятельное исследование, через которое смог показать, что в Ветхом Завете социальные проблемы имели тесную связь с религиозно-нравственными аспектами жизни общества, и в 1912 году он произвёл перевод труда Буля на тему «Социальные отношения израильтян». А для максимально полного раскрытия темы, Глаголев привлекал не только библейские материалы, но и талмудические.

Трагический в жизни Александра Александровича день – 20 октября 1937 года, когда он был задержан и ему предъявили обвинение в членстве «фашистской организации церковников». Глаголев был заключён в Лукьяновскую тюрьму. По официальной версии, Александр Александрович Глаголев скончался 25 ноября 1937 года «от уремии и сердечной недостаточности». 3 апреля 2019 года православная церковь причислила его к лику святых как великомученика.
Следует отметить, что идеалы человеколюбия и моральные ценности Александр Глаголев передал и детям: его сын Алексей Глаголев, также священник, протоирей, рискуя жизнью – и своей и членов семьи – спасал киевских евреев в 1941 году во время фашистской оккупации (в 1992 году Яд ва-Шем удостоил их звания «Праведники мира»). К его столетию, в январе 2002 года, на стене Киево-Могилянской академии установлена мемориальная доска, посвящённая отцу и сыну – священникам Александру и Алексею Глаголевым.