С того времени, как Америка была открыта Христофором Колумбом, ученые ломают голову над вопросом, могут ли индейцы быть одним из потерянных колен Израиля. В пользу данной версии говорит вера в одного Бога, проведение обряда обрезания, а также использование своего «иврита». Более того, индейцы также пережили свой Холокост.
Путешественник из рода марранов, Антонио де Монтесинос (настоящее имя Аарон Леви), вернувшись из Южной Америки, был потрясен увиденным там, и решил поделиться своим открытием с известным знатоком Талмуда и основателем первой еврейской типографии в Амстердаме, раввином Менаше бен-Израилем. Услышанное произвело на раввина огромное впечатление: Монтесинос утверждал, что за океаном живут потомки потерянных колен Израиля, и согласился подтвердить свои слова под присягой.
Антонио-Леви рассказал, что на территории современной Колумбии он встретил индейца-носильщика, которого звали Франциско. Местные его считали своим вождем. Этот индеец вместе с такими же другими носильщиками, переходя через Кордильеры, что само по себе непростое дело, да еще и в жуткую дождливую погоду, кляли свою судьбу, добавляя, что за свои грехи они заслуживают и большего несчастья. Своим главным грехом индейцы считали плохое обращение со святым народом, поэтому испанский гнет воспринимался ими как логическая расплата.
Оказавшись в тюрьме, куда его из-за еврейского происхождения бросила инквизиция, Монтесинос много думал над увиденным, и у него закралась мысль, что среди индейцев могут быть евреи. Выйдя из тюрьмы, он немедленно отправился к Франциско, чтобы тот более подробно рассказал о том «святом народе». Уже во время беседы с индейцем Антонио признался, что на самом деле его зовут Леви, а его предки Авраам, Ицхак и Яаков.
Тогда индеец предложил Монтесиносу проследовать за ним и получить ответы на все интересующие вопросы. Дорога заняла восемь дней. Оказавшись у широкой реки, Франциско дал условленный сигнал кому-то на другом берегу, после чего оттуда приплыло каноэ с тремя мужчинами и женщиной. Пообщавшись с Франциско, они неожиданно стали обнимать португальского мореплавателя, а затем произнесли: «Шма, Исраэль. Ашем Элохэйну, Ашем эхад». Как потом рассказал индеец-носильщик, сыны Израилевы пришли в эту землю благодаря Б-жьему провидению и сотворённым Им чудесами. Несмотря на частые войны с местными аборигенами, чужакам удалось не только выжить, но и заслужить огромный авторитет и уважение.
Эта история лишь еще сильнее укрепила веру раввина Менаше в то, что евреи смогут вернуться в Землю Обетованную только после того, как распространятся по всему миру. Менаше бен-Изаиль активно убеждал европейских глав государств впустить к себе евреев. Написанный им в 1650 году памфлет «Надежда Израиля» был призван побудить британские власти разрешить евреям поселиться в Великобритании.
Одновременно с памфлетом Менаше в Лондоне вышла книга «Евреи в Америке, или Вероятность того, что американцы принадлежат к этой расе». Ее автором стал профессор Оксфорда Томас Тороугуд. В своей работе профессор также ссылался на слова путешественника Монтесиноса, который умер за два года до публикации книги.
Книга Тороугуда встретила критику со стороны англичан-христиан, полагавших, что к приходу мессии все евреи должны пройти крещение. Тогда Томас Тороугуд решил дополнить свою работу, и в 1660 году вышло второе ее издание под названием «Евреи в Америке, или Вероятность того, что индейцы имеют иудейское происхождение, стала выше благодаря дополнениям к ранее имевшимся гипотезам». Среди доказательств, на которые опирался профессор: у индейцев приветствовались браки только внутри племени; во время менструации женщины отселялись в отдельные вигвамы, индейцы не используют в устной речи слово «Б-г», а в их языке присутствуют много слов, созвучных с ивритом.
Однако теория Тороугуда так и не получила широкого распространения, и о ней забыли до 1815 года. В этот год произошло одно очень любопытное событие. В Питтсфилде, штат Массачусетс, на ферме Джозефа Меррика был обнаружен необычный кожаный ремень, содержащий в себе четыре скатанные в трубочки куска пергамента. Все они содержали буквы древнееврейского языка. Во всей округе лишь один священник смог установить, что найденный предмет является тфиллином. Выяснилось, что на трех из уцелевших пергаментов содержались цитаты из Торы. Загвоздка заключалась в том, что в Питтсфилде никогда не жили и даже не останавливались евреи. Зато в этих местах ранее находилось поселение индейцев из племени могикан. Выходит, что тфиллином могли пользоваться индейцы, если полагать, что они таки являются одним из потерянных колен Израиля.
Основываясь на найденном артефакте, священник из штата Вермонт, Этан Смит, возродил забытую теорию, и написал в 1823 книгу «С точки зрения иудеев, или Колена Израилевы в Америке». В ней он отмечал, что одно из племен индейцев имеет аналогичный статус с коленом Леви у евреев; индейцы проводят обряд обрезания, а их язык берет свои истоки из иврита.
Но уже в 1830 вышла Книга Мормона, возросшая популярность которой отодвинула на второй план теорию об индейцах как о потерянном колене сынов Израиля. В данной книге утверждается, что семьи Легия и Измаила после восьми лет странствий и переправы на корабле через Атлантический океан, оказываются в Америке.
Через почти два столетия, в 2012 году, израильские ученые-генетики Медицинского центра имени Хаима Шибы смогли установить взаимосвязь индейцев с евреями.
Как оказалось, племя индейцев, располагавшееся в американском штате Колорадо, являются носителями «ашкеназского гена», который представляет собой некую мутацию, способную увеличить вероятность заболевания раком груди и которая распространена у евреев-ашкеназов. Причем этот ген носят только индейцы-выходцы из Мексики, переехавшие в Колорадо примерно 200 лет назад. Все эти индейцы имеют общего предка – еврея, который приплыл из Европы в Америку около 500 лет назад. Судя по всему, это произошло в период изгнания евреев из Испании. Однако давние общие корни с евреями никак не отразились на соблюдении индейцами традиций иудаизма. Этот факт подчеркнул Эйтан Фридман в своей статье на тему открытия, опубликованной в European Journal of Human Genetics.
По материалам isroe.co.il