В последний день Песаха, в диаспоре это четверг, 22 нисана – 16 апреля, в синагогах обычно читается поминальная молитва за умерших под названием «Изкор» («Да вспомнит [Всевышний]…») в составе церемонии «Азкарат нешамот» (дословно с иврита – «поминовение душ»). Эту поминальную молитву произносят четыре раза в году в следующие праздничные дни: Йом-Кипур, Шмини-Ацерет, в последний день праздника Песах и в Шавуот.
Правило читать поминальную молитву основано на описанном обычае в сборнике мидрашей Танхума (глава «Гаазину»), что вспоминают умерших и просят для них милосердия в Йом-Кипур. Позже ашкеназские общины распространили это правило на «шалош регалим» – праздники паломничества в Иерусалимский Храм.
Место поминальной церемонии в богослужении – в утренней молитве Шахарит, после чтения свитка Торы, перед молитвой Мусаф. В разных синагогах по-разному, но обычно это время, приблизительно, с 11:30 до 13:00. Принято (но не Галаха, что релевантно в этом году), что Изкор произносят в миньяне после чтения Торы, чтобы заслуга исполнения этой заповеди также служила защитой умершим.
Есть обычай, что на время чтения молящимися «Изкора», те, у кого оба родителя живы, покидают молитвенный зал. Это делается во избежание «аин а-ра» («дурного глаза») и чтобы случайно, вместе со всеми, не начать говорить поминальную молитву по живым людям, так как сказанное устами, может, не дай Бог, исполниться.
Еще один обычай – если еще не прошел год после смерти человека, то Изкор за него пока не читают (распространенное объяснение – так как у души и так полно забот, или потому что чтение Изкора именно в этот период, до года – может очень сильно опечалить; хотя вот известный законодатель современной Галахи, американский раввин М. Файнштейн считал, что и в первый год следует поминать). Однако, родственник такого покойного может находиться в момент чтения поминальной молитвы в синагоге вместе с остальными и не выходить из зала.
Во время произнесения молитвы Изкор принято стоять.
Обычно поминают ближайших родственников – а первую очередь души отца и матери – за каждого отдельно. Это по букве Закона, но можно сказать Изкор и за дальних родственников, особенно если у них не осталось никого, кто мог бы помолиться за них, за знакомых, друзей и т.п.
Существует практика, что если кто-то, в силу различных причин, не может прийти сказать Изкор сам, может попросить другого сделать это за него. Чтобы считалось, что человек сам прочел эту молитву, необходимо оплатить услуги того, кто будет ее читать.
Очень важный момент: главная часть молитвы Изкор – даваемое обещание дать цдаку в честь умершего. Совершая это, а также иные виды благотворительности в честь покойного, мы физически за него делаем добрые дела в этом материальном мире (то, что сам он, уже не в состоянии совершить) и душа его получает заслугу и духовное возвышение.
Поэтому очень важно дать обещанную в молитве цдаку – согласно своим возможностям, – после праздника или перед его наступлением (тогда в молитве Изкор следует сказать: «Пусть пожертвование, которое я дал, будет заслугой умерших близких»). Если человек не собирается жертвовать, ему лучше воздержаться от обещания; в таком случае не следует произносить фразу, где говорится о пожертвовании.
Можно сказать, что Изкор — это даже не столько молитва, сколько обещание, обет делать добрые поступки, совершать дела милосердия в память умершего, и тем самым обеспечить неразрывную связь его души с миром живых людей.
В завершении церемонии кантор или раввин обычно читает поминовение душ шести миллионов евреев – жертв Холокоста, павших воинов Армии Обороны Израиля (Цагала), жертв терактов и других. Во время этого общественного Изкора можно всем находится в молитвенном зале.
Есть древний обычай зажигать свечу, которая будет гореть сутки, в память об умершем («за возвышение души») – в день годовщины смерти (йорцайт) и в дни, когда читают Изкор.
В восприятии любого еврея поминальная молитва Изкор наделена особой святостью. Есть такие евреи, что на протяжении года не знают дорогу в синагогу, но помянуть родителей обязательно придут на Изкор, хоть раз в году – обычно, это Йом-Кипур. Ведь, как говорится, человек жив, пока о нем помнят – и молитва Изкор связывает нас с душами наших родных, и поэтому для нас они всегда живы, посредством нашей памяти о них и, как мы верим, они ходатайствуют за нас и своих потомков перед престолом Всевышнего.
А теперь главный вопрос – как быть в этом году, когда из-за пандемии короновируса все сидят по домам и синагоги закрыты и общественные богослужения не проводятся?
В такой чрезвычайной ситуации, когда невозможна молитва в миньяне со чтением Торы, раввины позволяют прочесть Изкор дома в одиночку. Однако следует заранее подготовить молитвенник или распечатать текст поминальной молитвы, так как в праздник запрещено пользоваться электрическими приборами и гаджетами.
Или, как вариант, передать имена умерших родственников туда, где точно будет миньян молящихся – например, в Иерусалиме свои услуги предлагает миньян болеющих коронавирусом. Наверняка, как они сами пишут, это единственный в мире кошерный и законный миньян. Да, действительно, тот случай, когда больные помогают здоровым...